Сибирские огни, 1974, №5
за полвека до открытия и свечения клеток * информационного значения этого излуче ния. Однако, как не трудно заметить, идея Вернадского носили скорее философский, чем биологический характер: они формиро вали мировоззрение, во отнюдь не доказы вали существование гипотетических излу чений живой материи, которые не регист рировались физиками. Л иш ь после со зд а ния сверхчувствительных оветоориемников, на базе фотоумножителей, последователи Гурвича, в том числе и его дочь Анна Александровна, доказали, что ж и вая ткань действительно излучает слабый ультраф ио лет. А новосибирские исследователи под руководством профессора В. П. К азначее ва сумели зарегистрировать излучения кро ви человека и животных и в красном, и в синем диапазоне спектра... И все ж е эти работы, как бы они ни были впечатляющими, какой бы они ни носили сенсационный характер, не могли служить доказательством ни общебиологической ги потезы Вернадского об управлении живой материей электромагнитными полями, ни д аж е гипотезы Гурвича о существовании особых биологических полей, которым он приписывал роль своеобразного «спусково го механизма», вызывающ его лавинообраз ный, спонтанный процесс клеточного деле ния. С ложность проблемы заклю чалась в том, что приборы, которыми новосибирские врачи-биофизики пользовались для регист рации сверхслабых излучений тканей и органов, улавливали нечто интегрирован ное, общий рисунок «здания», а не х ар ак тер кирпичей, из которых оно построено. Ну, а кирпичами в данно-м случае были клетки. VIII Т ак что ж е такое ж и вая кл еш а? За семьдесят лет истории кинематографии сняты, наверное, сотни тысяч фильмов. Но фильм, который поразил в свое время (лет шесть-семь назад) и биологов, и физиков, и химиков, не значится ни в списке ш едев ров киноискусства, ни д аж е в каталогах фильмохранилищ , ибо снят он we професси оналами й д аж е не кинолюбителями, а поль скими биологами — супругами Андреем и Ядвигой Байер. Вот как описывает этот фильм один Из его первых советских зри телей, кан дидат биологических наук В. Сойфер: «Действие фильма разверты валось на крохотной сцене, занимавш ей доли милли метра, и, подобно великим лентам начала века, фильм был немой. Артисты оставались беззвучными, в главных ролях снимались тонкие палочковидные структуры ядра ■— хромосойы. В начале фильма их на экране не было. Перед глазами кипело и бурлило какое-то месиво, к ак будто лава волнова лась в кратере вулкана, готовая вот-вот извергнуться. Но вдруг неясные .пока еще очертания каких-то изогнутых палочек воз никли из этой массы, и через мгновение, поволновавшись еще, эти палочки проступи ли очень четко... Не очень быстро, даж е как-то лениво, неохотно, хромосомы, до этого скрученные в жгут, разворачиваю тся, вроде бы ничего особенного и не происходит. Крутятся себе, и постепенно число витков становится мень ше. Но вот замечаешь, что хромосомы начи нают раздваиваться. Их нити, сначала оди нарные, становятся двойными, и к концу раскручивания к аж д ая хромосома действи тельно становится двойной... Плавно, повинуясь пока неведомым зако- -нам, хромосомы двигались к центру клетки и, подталкивая друг друга, выстраивались по экватору клетки, как п артн еры 'во время какого-нибудь полонеза или менуэта, соеди ненные легким прикосновением. Мгновение они замирали, и можно было ясно увидеть, что к каж дой хромосоме прикреплены тон кие нити... И вдруг по неслышному приказу (ведь мы не слышим клетку, для нас фильм не мой) хромосомы действительно отрывались друг от друга и расступались в разные сто роны. Правый ряд уходил вправо, а точно столько ж е хромосом левого ряда отступа ло влево. Разделение хромосом соверша лось: на каж дом полюсе собиралось столь ко ж е хромосом, сколько их было в клетке перед делением. Вслед за этим в центре яд ра возникала перегородка. Н а наших глазах хромосомы пропадали, они снова превра щались в тонкие нити, не видимые в обыч ный микроскоп. И вот уж е на экране сно ва возникало зрелище бурлящ его ядра, го тового через некоторое время приступить к таинственному, захваты вающ ему зрелищу деления...» Где бы ни показывали фильм супругов Байер, кто бы ни видел его, всегда ему аплодировали. Д а, каж ды й показ фильма заканчивается взрывом бурных аплодисмен тов. И — смятением. Смятением перед вели чием таинства ж изни и ничтожеством на ших знаний. Свою рецензию В. Сойфер за канчивает так: «По-моему, после каждого показа байеровского фильма возникают од ни и те ж е разговоры . Сил, управляющих движением хромосом, мы не знаем. Зако нов, управляющих этими силами, не знаем. Структур, составляющих нити, не знаем. Этого мы не знаем, того тож е не знаем.... А что ж е знаем?» З а этим вопросом (а он принадлежит не постороннему, не дилетанту, а биологу, не м ало сил и времени посвятившему изуче нию этих самых законов) скрывается не просто растерянность обескураж енного уче ного, а фундаментальнейший вопрос совре менного естествознания: а что мы вообще знаем о явлении, именуемом ж изнью ?' «Ж изнь в полном смысле этого слова на чинается тогда, когда из этого химического материала возникает особым образом орга низованная система — автономная, само регулирующая и самовоспроизводящая. Простейш ая из таких «конструкций» — жи вая клетка...» Эти слова принадлеж ат академику Г. М. Франку — одному из крупнейших советских специалистов в области биофизики. Но к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2