Сибирские огни, 1974, №5
лётку на полном ходу «дрыгалкой» систе мы «Брозиус» приравнивалось к акробати ческому номеру под куполом, но не всякий раз его исполнение сопровождалось апло дисментами. Н уж да толкала: ищи способы проще и надежнее. Первым ш агом в сторону соверш енствова ния операций на горне следует считать за мену пневматического «Брозиуса» электри ческим, по примеру магнитогорцев. И з двух зол выбиралось меньшее, других ж е воз можностей пока не предвиделось. В 1956 году механик доменного цеха КМК П авел Ефимович Яковлев пустился по Союзу с единственной целью: найти что- ни будь подходящее за Уральским хребтом. Пушка УЗТМ не «■вписывалась» габари та ми, была слишком вы сока. Ново-Тульский металлургический завод имел гидравличе ское устройство, но оно работало на масле и, безусловно, не годилось для горна — ведь масло мож ет гореть, заж ги только! А на домне огня хватает. М еханик Яковлев не напрасно затратил командировочные: окончательная уверен ность в том, что никто не выручит и д у мать придется самим , тож е стоила немало. Разреш ить проблему взялись четверо: Л . С. Матус&вич, Н. С. Кож евников. В. Г. Гурьянов. С. Ф. Петрин. Всего через два года у лётки появилась новая машина. Но. как и бывает зачастую , изобретатели не смогли избеж ать срывов и двигались от мелких разочарований к большой -надежде (пушку после очередной пробы откатывали на «исходные позиции» и тичо ретировались, чтобы не видеть своими глазами, как опять волокут к горну треклятый «Брозиус»), Но такова уж извечная доля зачинателей — терпеть и ж дать. Тем не менее после очеред ного эксперимента пушка системы КМК (так она называется в технической литера туре) осталась «а отведенном ей месте. Она стала вдруг модной, многие доменщ и ки приезж али смотреть ег. чертежи просили почти все металлургические заводы страны. Получилось то, что, в общем-то, и требова лось: давление на поршне — 180 тонн, за р я ж ал ась пушка в один прием, была элемен тарно проста в обращении. Уральские м а шиностроители оперативно учли опыт сиби ряков, модернизировали свою пушку, з а пустили ее в серию. Пушка ж е системы КМК, как и многое другое в доменном хо зяйстве,, осталась уникальной я после незна чительных переделок оправды вает свое н а значение до сих пор. Знающие товарищ и посоветовали одн аж ды: — Ступай ты к Першикову, он на малой механизации зубы съел. •— К огда ж е он успел зубы-то съесть? — К огда р аботал еще обер-мастером. Н ачальнику доменного цеха Першикову было что вспомнить из истории «малой ме ханизации» КМК. — В пятидесяты е годы мы четко поним а ли,— рассказы вал он,— что, пока не облег чим условия труда, нам не видать спокой ной жизни... Мы разработали комплексный план по механизации операций у горна до менной печи, собрали расширенное заседа ние у .начальника цеха... План утвердил ди ректор комбината, и начали мы его претво рять. Вместе с руководителем группы централь ной лаборатории автоматизации Анатолием Филипповичем Овсянниковым Першиков «сообразил» электротрамбователь — маши ну дл я уплотнения ле точи ой массы в кана ве. Раньш е горновые укладывали массу, брали потом нечто вроде допотопной «бабы» и уплотняли глину (эй, ух нем!) по всей длине, ширине и про филю. Скучное было занятие и стоило кровушки. Машина кузнечан с тех пор с успехом применяется на всех металлурги ческих заво дах Союза. Д л я уборки мусора от горновых желобов был 'применен гидрогрейдер. Сейчас он — в арсенале тагильцев и магнитогорцев. «Долго мы дум али (цитирую П. В. Пер- ш икава) об очистке ж елезнодорож ны х путей под доменными печами, перебрали много способов и, в конце концов, остановились на породо-погрузочиой машине ППМ-41»... Петр Викторович Першиков водил меня по цеху, объяснял, показы вал, как было и как стало. А я ж алел про себя, что нет у меня возможности «прокрутить пленку назад», увидеть воочию, услыш ать въяве, как было, о чем спорили, как рож дались новые м еха низмы. Сколько ненаписанных новелл! Р ож дение машины — глава, где по законам жизни и искусства есть заявка, кульмина ция и, наконец, благополучная развязка. Впрочем, не .всегда и благополучная. Ж еле зо молчит, у людей ж е, к сожалению , па мять коротка. Лю ди даю т самый дешевый в стране чугун и не испытывают, похож е, по этому поводу особой гордости, их не уди вишь фактом, что доменную печь на КМК обслуж иваю т 109 рабочих и инженеров и что лишь М агнитка имеет лучший п оказа тель: там на «балансе» 108 человек, на од ного меньше (в Нижнем Тагиле у печи — 154 доменщика, в Ч ереповце— 126 и так д а лее). А вы свобож дает «лишние руки», .в ос новном, все-таки м алая механизация. Мы с Першиковым дож идаем ся, когда кончится рапорт по селектору. Рапорт ве дет главный инженер комбината. — Прокатчиков уж е допраш ивает,— гово рит Першиков,— скоро конец. Посидим, .вдруг меня хватится. Вчера одного поймал, так ругался: время специально отведено, сиди и .вникай. Начальники доклады ваю т коротко и от ключаю тся после ритуальной фразы: «У ме ня все». П ауза. В селекторе шуршит я потрескивает. Главный молчит. И потом: — Рапорт окончен. Першиков косится на селектор и н адева ет простенький рыбацкий плащ с капюшо ном защитного цвета. — Ну, трогаемся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2