Сибирские огни, 1974, №5
явив, что если мы пойдем на это, они сни мают с себя (всякую ответственность» — Наши инженеры и тогда понимали не меньше американцев, — сказал мне старей ший газовщ ик КМК Василий Васильевич Б алта, — но мы придерживались условий контракта и старались быть взаимно веж ливыми. Я вовсе не хочу здесь подчеркнуть этакое залихватски-ироническое отношение к спе циалистам из-за рубеж а, работавшим у нас в ту пору. Многие неплохо знали дело. И коренные разногласия меж ду инженерами российской, советской выучки и гостями возникли не потому, что одни тогда уж е все превзошли, другие ж е не умели ничего. Ко рень противоречий был чисто социального характера: они работали за доллары , мы же работали на себя и начинали ощ ущ ать въяве ни с чем несравнимую радость освобожден ного труда. Наше бескорыстие и наша ок- рыленность были выше их понимания. З а чем не спать ночей, если бессонные ночи не оплачиваю тся дополнительно? К чему вп а дать в деловую лихорадку, если можно по дож дать? К огда была пущена первая печь, К узнец кая школа доменщиков не имела еще ни своего стиля, ни своего «характера». Пора настоящего становления школы, пора рас цвета, пришлась на предвоенные и после военные десятилетия. У ее истоков стояли Иван Павлович Бардин, упомянутый уже профессор Николай Александрович Косты ле®, потом — Константин И ванович Б утен ко, еще позж е — Александр Филиппович Б о рисов (теперь первый заместитель минист ра черной м еталлургии). У них в учениках ходили Борис Николаевич Ж еребин, Виктор Борисович Хлебников, Николай Григорьевич Кротенко, Иван Дмитриевич Никулинский... И многие, многие другие. Новокузнецкое ФЗУ дало тоже плеяду из вестных всей стране горновых. 2 К 18 января 1973 года на КМК было сва рено 100 миллионов тонн чугуна. Сварено за сорок лет. При современном уровне про изводства на это потребовалось бы лишь двадцать лет. На КМК до сих пор самый дешевый в стране чугун. Себестоимость любого продукта на сов ременном предприятии склады вается из многих показателей и, невзирая на м асш та бы, копейка в конечном итоге бережет рубль; из малого склады вается великое. Труд, сырье, энергия, воздух, пар, аморти зация оборудования, плановые и неучтен ные простои дотошно учитываются, и выво дятся усредненные цифры. К ак-то мне дали полистать сводный от чет ГУМПа (Государственное управление металлургической промышленности) по д о менному производству заводов и комбина тов Российской Федерации за 1972 год. 1 И. П. Бардин. И збранное, т. 2, стр. 116. г. Москва, 1968 г. Т ак вот: тонна передельного чугуна на Магнитке стоит 46 рублей 89 копеек, на Нижне-Тагильском комбинате — 45 рублей 5 копеек, на КМК — всего 40 рублей 79 ко пеек при плановой стоимости в 41 рубль '5 копеек. Кузнечане, таким образом, на каж дой тонне экономили 26 копеек. Запсибов- цы, к примеру, перерасходовали по рублю и 55 копеек, а нижнетагильцы — по рублю 24 копейки. Но и цифры часто не отраж аю т до конца истинного полож ения вещей. Д винемся по карте Союза с востока на запад. Кузнецкий комбинат, Магнитогор ский, К араган да, Нижний Тагил, Черепо- вецк... У одних заводов руда и уголь под боком, у других — за сотни километров: од ни стоят в самом центре промышленного края, другие — чуть на отшибе. Расстояние и время, затрачиваемы е на перевоз сырья, •— тож е деньги. Кузнецкий комбинат окруж ен угольными ш ахтами — это плюс; имеет свое горно-руд ное управление и, значит, дешевую руду — тоже плюс. Зато Кузнецкий комбинат не имеет природного газа. Минус, равный мно гим плюсам, и он, этот минус, держит си бирских доменщиков за «фалды», тянет назад. Однако наши печи остаются пока все-таки самыми рентабельными. В 1940-м году, накануне Отечественной войны, доменный цех КМК давал в месяц 247,7 тонны чугуна на одного работающего, в 1950-.М году — уж е 411,4 тонны, а в 1960-м — 544,5, в 1970-м — 709,6 тонны. За трид цать лет, таким образом , производитель ность труда возросла в три раза! Мне скаж ут: но ведь сравнительно недав но на КМК пустили пятую печь. Д а, была пущена и внесла ощутимую лепту, но вы плавка металла на «живую душу» поднима лась и до ее пуска. Выходит, прогресс был предопределен? Т ак оно и есть. П равда, к нашему времени Кузнецкий комбинат порастерял некоторые высокие эпитеты. Слово «гигант» применительно к нему употребляется все реж е и уж е скорее чисто по инерции. Оно и понятно: есть те перь металлургические заводы поновей и помощней, есть современные и сверхсовре менные. Рядом строится Запсиб. Стоит пе ребраться автобусом на правый берег Томи, и вы без экскурсовода поймете, что от пер вой пятилетки до девятой за спиной Рос сии — тридевять земель. ...Шли мы как-то с одним инженером по территории КМК. Была поздняя осень, задувал ветер, с шорохом валила круглая пороша. — Странно,— сказал инженер и широко повел руками,— мне вот сорок, я в расцвете сил, а завод наш уж е старый — железо устало, подумать только! Д а, оборудование на Кузнецком комбина те по многим позициям морально устарело, но до сих пор здесь умеют делать много та кого, что не по плечу никому в Союзе. Это и редкая сталь необычайно широкого сорта мента, это и сложнейший прокат, это и ма шины, заменяющие ручной труд, созданные конструкторами завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2