Сибирские огни, 1974, №5

явив, что если мы пойдем на это, они сни­ мают с себя (всякую ответственность» — Наши инженеры и тогда понимали не меньше американцев, — сказал мне старей­ ший газовщ ик КМК Василий Васильевич Б алта, — но мы придерживались условий контракта и старались быть взаимно веж ­ ливыми. Я вовсе не хочу здесь подчеркнуть этакое залихватски-ироническое отношение к спе­ циалистам из-за рубеж а, работавшим у нас в ту пору. Многие неплохо знали дело. И коренные разногласия меж ду инженерами российской, советской выучки и гостями возникли не потому, что одни тогда уж е все превзошли, другие ж е не умели ничего. Ко­ рень противоречий был чисто социального характера: они работали за доллары , мы же работали на себя и начинали ощ ущ ать въяве ни с чем несравнимую радость освобожден­ ного труда. Наше бескорыстие и наша ок- рыленность были выше их понимания. З а ­ чем не спать ночей, если бессонные ночи не оплачиваю тся дополнительно? К чему вп а­ дать в деловую лихорадку, если можно по­ дож дать? К огда была пущена первая печь, К узнец­ кая школа доменщиков не имела еще ни своего стиля, ни своего «характера». Пора настоящего становления школы, пора рас­ цвета, пришлась на предвоенные и после­ военные десятилетия. У ее истоков стояли Иван Павлович Бардин, упомянутый уже профессор Николай Александрович Косты ­ ле®, потом — Константин И ванович Б утен­ ко, еще позж е — Александр Филиппович Б о ­ рисов (теперь первый заместитель минист­ ра черной м еталлургии). У них в учениках ходили Борис Николаевич Ж еребин, Виктор Борисович Хлебников, Николай Григорьевич Кротенко, Иван Дмитриевич Никулинский... И многие, многие другие. Новокузнецкое ФЗУ дало тоже плеяду из­ вестных всей стране горновых. 2 К 18 января 1973 года на КМК было сва­ рено 100 миллионов тонн чугуна. Сварено за сорок лет. При современном уровне про­ изводства на это потребовалось бы лишь двадцать лет. На КМК до сих пор самый дешевый в стране чугун. Себестоимость любого продукта на сов­ ременном предприятии склады вается из многих показателей и, невзирая на м асш та­ бы, копейка в конечном итоге бережет рубль; из малого склады вается великое. Труд, сырье, энергия, воздух, пар, аморти­ зация оборудования, плановые и неучтен­ ные простои дотошно учитываются, и выво­ дятся усредненные цифры. К ак-то мне дали полистать сводный от­ чет ГУМПа (Государственное управление металлургической промышленности) по д о ­ менному производству заводов и комбина­ тов Российской Федерации за 1972 год. 1 И. П. Бардин. И збранное, т. 2, стр. 116. г. Москва, 1968 г. Т ак вот: тонна передельного чугуна на Магнитке стоит 46 рублей 89 копеек, на Нижне-Тагильском комбинате — 45 рублей 5 копеек, на КМК — всего 40 рублей 79 ко­ пеек при плановой стоимости в 41 рубль '5 копеек. Кузнечане, таким образом, на каж­ дой тонне экономили 26 копеек. Запсибов- цы, к примеру, перерасходовали по рублю и 55 копеек, а нижнетагильцы — по рублю 24 копейки. Но и цифры часто не отраж аю т до конца истинного полож ения вещей. Д винемся по карте Союза с востока на запад. Кузнецкий комбинат, Магнитогор­ ский, К араган да, Нижний Тагил, Черепо- вецк... У одних заводов руда и уголь под боком, у других — за сотни километров: од­ ни стоят в самом центре промышленного края, другие — чуть на отшибе. Расстояние и время, затрачиваемы е на перевоз сырья, •— тож е деньги. Кузнецкий комбинат окруж ен угольными ш ахтами — это плюс; имеет свое горно-руд­ ное управление и, значит, дешевую руду — тоже плюс. Зато Кузнецкий комбинат не имеет природного газа. Минус, равный мно­ гим плюсам, и он, этот минус, держит си­ бирских доменщиков за «фалды», тянет назад. Однако наши печи остаются пока все-таки самыми рентабельными. В 1940-м году, накануне Отечественной войны, доменный цех КМК давал в месяц 247,7 тонны чугуна на одного работающего, в 1950-.М году — уж е 411,4 тонны, а в 1960-м — 544,5, в 1970-м — 709,6 тонны. За трид­ цать лет, таким образом , производитель­ ность труда возросла в три раза! Мне скаж ут: но ведь сравнительно недав­ но на КМК пустили пятую печь. Д а, была пущена и внесла ощутимую лепту, но вы­ плавка металла на «живую душу» поднима­ лась и до ее пуска. Выходит, прогресс был предопределен? Т ак оно и есть. П равда, к нашему времени Кузнецкий комбинат порастерял некоторые высокие эпитеты. Слово «гигант» применительно к нему употребляется все реж е и уж е скорее чисто по инерции. Оно и понятно: есть те­ перь металлургические заводы поновей и помощней, есть современные и сверхсовре­ менные. Рядом строится Запсиб. Стоит пе­ ребраться автобусом на правый берег Томи, и вы без экскурсовода поймете, что от пер­ вой пятилетки до девятой за спиной Рос­ сии — тридевять земель. ...Шли мы как-то с одним инженером по территории КМК. Была поздняя осень, задувал ветер, с шорохом валила круглая пороша. — Странно,— сказал инженер и широко повел руками,— мне вот сорок, я в расцвете сил, а завод наш уж е старый — железо устало, подумать только! Д а, оборудование на Кузнецком комбина­ те по многим позициям морально устарело, но до сих пор здесь умеют делать много та­ кого, что не по плечу никому в Союзе. Это и редкая сталь необычайно широкого сорта­ мента, это и сложнейший прокат, это и ма­ шины, заменяющие ручной труд, созданные конструкторами завода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2