Сибирские огни, 1974, №5

газет, когда пришел поезд, они запазды ва­ ли из типографии и не поспели к погрузке. Барнаульские почтовики отправили маши­ ны с газетными пачками вдогонку и настиг­ ли поезд в Новоалтайской. А здесь ВПН не взял прессу... «из принципа». Никто не толь­ ко не одобрил действий этого Вагона Поч­ тового Начальника, но просто не понял их. Не взять газеты? Не доставить газеты? Это немыслимо! «Пресса!» — это боевой клич для почто­ виков. У них к печати особое, трепетно-от­ ветственное отношение. Я даж е не берусь представить, что было бы, если б за последние годы чуть не в к аж ­ дом областном центре не стали печатать центральные газеты с матриц или с по­ мощью фототелеграфа. Помнится еще пора, когда Новосибирск отправлял «Правду», «Известия», «Комсомолку» аж до Тихого океана. Сейчас ж е все московские газеты печатают и в Омске, и в Барнауле, и в Ке­ мерове, и в Красноярске, Иркутске, Чите, Хабарбвске... А тиражи выросли, и все р ав ­ но сотни почтовых вагонов ежедневно са­ мым бесценным грузом принимают прессу. Есть, однако, одна неувязка. В газетно­ журнальных экспедициях каж дого приже- лезнодорожного почтамта или отделения пе­ ревозки почт убивается невероятное коли­ чество времени на сортировку печати, со­ держ атся излишние штаты для выполнения работы, которая без особого труда может быть сокращ ена и упрощена. Подписка на периодическую печать, как известно, принимается у нас с любого меся­ ца на протяжении всего года. Это значит, что практически каж дый день меняется; чи­ сло газет, направляемых в каждый населен­ ный пункт. И каждый день сортировщики, исходя из сводки «Союзпечати», отсчитыва­ ют для каж дого отделения связи потребное количество экземпляров каж дого издания. К нему добавляется еще установленное на год количество экземпляров для розничной продажи . К азалось бы, чего проще, делить тиражи с учетом фактической подписки на начало года и все колебания относить на розницу, иными словами, на протяжении года ничего не менять. Неразрешимая проблема! Убить­ ся можно! И сколько людей занято этой не­ нужной работой, сколько средств идет на оплату этого (да простят меня сортировщи­ цы — они ни при чем) мартышкина труда! Но вернемся в Кузбасс. Пачки с газетами (как и посылки, и меш­ ки с письмами) я собственноручно сбрасы­ вал на всех станциях, где по двести, где по триста, а где и по пятьсот. А самая боль­ ш ая остановка между Кемеровом и Ново­ кузнецком, в Прокопьевске, — всего десять минут... Вместе с моим начальником Ниной Зуе­ вой мы швыряли, швыряли, швыряли пачки и допускали при этом отдельные вы раж е­ ния. Нет, не по поводу коротких стоянок, количества пачек или насчет того, что не­ частый на линии поезд с почтовым вагоном можно принимать не обязательно на третий или четвертый путь, куда ни подъехать, ни подойти приемщикам. Зло брало нас пото­ му, что бросали мы пачки... со старыми га­ зетами. Так повелось, что из Кемерова, как пра­ вило, отправляют газеты за два-три дця сразу. А кому, спрашивается, нужны в Про­ копьевске, Киселевске, Белове, Ленинск-Ку.з- нецке, Гурьевске, в любом другом городе или поселке «новости» трехдневной давно­ сти? Мне, старому газетчику, было вдвойне обидно за эту бессмыслицу. И по сей день я не пойму, как это кемеровские печатники ухитряются регулярно накапливать тиражи центральных газет за несколько дней? Поездив с почтовиками по стране, я могу со всей ответственностью заявить, что свя­ зисты Кузбасса не обременяют себя излиш­ ними заботами. А официальная статистика может подтвердить, к ак высок у них про­ цент брака. Сплошь и рядом мы вынуждены были исправлять чужие ошибки и при пер­ вом удобном случае отправлять обратно за­ сланные не по маршруту письма, бандероли, посылки. Сдача в вагон несортированной корреспонденции отнимала время на допол­ нительную обработку, а времени и. без того не было. С давних времен, когда Кузбасс входил еще в состав Заисибкрая, почтовые заботы о нынешней Кемеровской области легли на плечи новосибирцев. Такой порядок, видимо, и поныне устраивает Кузбасс. Я смею су­ дить об этом хотя бы потому, что на про­ тяжении долгих лет там мирятся с несураз­ ным и неудобным для всех железнодорож­ ным расписанием, обрекая своих работников на нескончаемые ночные бдения. Устраивают кемеровчан и далекие от со­ вершенства планы направления почты, хотя они систематически уточняются. Им, кеме- ровчанам, видимо, безразлично, когда и ка­ ким путам попадет в тот или иной пункт области письмо, бандероль, перевод, посыл­ ка, газета. Не будь это так, мы не .везли бы вкруговую почту, доставка которой может быть запросто сокращена на двое суток, ес­ ли направить ее другим маршрутом. Кемеровское управление связи не спешит проявить инициативу в организации почто­ во-багажных маршрутов через территорию Кузбасса, что позволило бы не только уско­ рить внутриобластной почтовый обмен, но дало бы выход потокам почты на Алтай, в Хакасию, Туву. К чему им эта обуза? Ведь тогда придется строить прижелезнодорож- ные предприятия связи, добавится и работы, и ответственности. А так, к примеру, вся почта из Кузбасса в Томскую область и об­ ратно идет только через Новосибирск, пото­ му что создавать отделение перевозки почт на станции Тайга кемеровское управление связи не намерено. Томичи были бы рады сами открыть здесь предприятие связи - выгода от него очевидна! — да негоже им вторгаться на чужую территорию. Так и идет... При всем относительном благополучии этот наш рейс нельзя считать удачным. Не обошлось в нем без брака, в чем я ие могу полностью винить бригаду. В нервной, сума­ тошной обстановке немудрено было сбить­ ся при обменах, и получились засылы, и не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2