Сибирские огни, 1974, №5
газет, когда пришел поезд, они запазды ва ли из типографии и не поспели к погрузке. Барнаульские почтовики отправили маши ны с газетными пачками вдогонку и настиг ли поезд в Новоалтайской. А здесь ВПН не взял прессу... «из принципа». Никто не толь ко не одобрил действий этого Вагона Поч тового Начальника, но просто не понял их. Не взять газеты? Не доставить газеты? Это немыслимо! «Пресса!» — это боевой клич для почто виков. У них к печати особое, трепетно-от ветственное отношение. Я даж е не берусь представить, что было бы, если б за последние годы чуть не в к аж дом областном центре не стали печатать центральные газеты с матриц или с по мощью фототелеграфа. Помнится еще пора, когда Новосибирск отправлял «Правду», «Известия», «Комсомолку» аж до Тихого океана. Сейчас ж е все московские газеты печатают и в Омске, и в Барнауле, и в Ке мерове, и в Красноярске, Иркутске, Чите, Хабарбвске... А тиражи выросли, и все р ав но сотни почтовых вагонов ежедневно са мым бесценным грузом принимают прессу. Есть, однако, одна неувязка. В газетно журнальных экспедициях каж дого приже- лезнодорожного почтамта или отделения пе ревозки почт убивается невероятное коли чество времени на сортировку печати, со держ атся излишние штаты для выполнения работы, которая без особого труда может быть сокращ ена и упрощена. Подписка на периодическую печать, как известно, принимается у нас с любого меся ца на протяжении всего года. Это значит, что практически каж дый день меняется; чи сло газет, направляемых в каждый населен ный пункт. И каждый день сортировщики, исходя из сводки «Союзпечати», отсчитыва ют для каж дого отделения связи потребное количество экземпляров каж дого издания. К нему добавляется еще установленное на год количество экземпляров для розничной продажи . К азалось бы, чего проще, делить тиражи с учетом фактической подписки на начало года и все колебания относить на розницу, иными словами, на протяжении года ничего не менять. Неразрешимая проблема! Убить ся можно! И сколько людей занято этой не нужной работой, сколько средств идет на оплату этого (да простят меня сортировщи цы — они ни при чем) мартышкина труда! Но вернемся в Кузбасс. Пачки с газетами (как и посылки, и меш ки с письмами) я собственноручно сбрасы вал на всех станциях, где по двести, где по триста, а где и по пятьсот. А самая боль ш ая остановка между Кемеровом и Ново кузнецком, в Прокопьевске, — всего десять минут... Вместе с моим начальником Ниной Зуе вой мы швыряли, швыряли, швыряли пачки и допускали при этом отдельные вы раж е ния. Нет, не по поводу коротких стоянок, количества пачек или насчет того, что не частый на линии поезд с почтовым вагоном можно принимать не обязательно на третий или четвертый путь, куда ни подъехать, ни подойти приемщикам. Зло брало нас пото му, что бросали мы пачки... со старыми га зетами. Так повелось, что из Кемерова, как пра вило, отправляют газеты за два-три дця сразу. А кому, спрашивается, нужны в Про копьевске, Киселевске, Белове, Ленинск-Ку.з- нецке, Гурьевске, в любом другом городе или поселке «новости» трехдневной давно сти? Мне, старому газетчику, было вдвойне обидно за эту бессмыслицу. И по сей день я не пойму, как это кемеровские печатники ухитряются регулярно накапливать тиражи центральных газет за несколько дней? Поездив с почтовиками по стране, я могу со всей ответственностью заявить, что свя зисты Кузбасса не обременяют себя излиш ними заботами. А официальная статистика может подтвердить, к ак высок у них про цент брака. Сплошь и рядом мы вынуждены были исправлять чужие ошибки и при пер вом удобном случае отправлять обратно за сланные не по маршруту письма, бандероли, посылки. Сдача в вагон несортированной корреспонденции отнимала время на допол нительную обработку, а времени и. без того не было. С давних времен, когда Кузбасс входил еще в состав Заисибкрая, почтовые заботы о нынешней Кемеровской области легли на плечи новосибирцев. Такой порядок, видимо, и поныне устраивает Кузбасс. Я смею су дить об этом хотя бы потому, что на про тяжении долгих лет там мирятся с несураз ным и неудобным для всех железнодорож ным расписанием, обрекая своих работников на нескончаемые ночные бдения. Устраивают кемеровчан и далекие от со вершенства планы направления почты, хотя они систематически уточняются. Им, кеме- ровчанам, видимо, безразлично, когда и ка ким путам попадет в тот или иной пункт области письмо, бандероль, перевод, посыл ка, газета. Не будь это так, мы не .везли бы вкруговую почту, доставка которой может быть запросто сокращена на двое суток, ес ли направить ее другим маршрутом. Кемеровское управление связи не спешит проявить инициативу в организации почто во-багажных маршрутов через территорию Кузбасса, что позволило бы не только уско рить внутриобластной почтовый обмен, но дало бы выход потокам почты на Алтай, в Хакасию, Туву. К чему им эта обуза? Ведь тогда придется строить прижелезнодорож- ные предприятия связи, добавится и работы, и ответственности. А так, к примеру, вся почта из Кузбасса в Томскую область и об ратно идет только через Новосибирск, пото му что создавать отделение перевозки почт на станции Тайга кемеровское управление связи не намерено. Томичи были бы рады сами открыть здесь предприятие связи - выгода от него очевидна! — да негоже им вторгаться на чужую территорию. Так и идет... При всем относительном благополучии этот наш рейс нельзя считать удачным. Не обошлось в нем без брака, в чем я ие могу полностью винить бригаду. В нервной, сума тошной обстановке немудрено было сбить ся при обменах, и получились засылы, и не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2