Сибирские огни, 1974, №5

имея всего полторы тысячи посылок, отка­ зался взять в Смоленске семьдесят штук, сослался на перегрузку. Николай Степано­ вич не преминул сослаться на пример Кру- шельницкого. сделавшего полтора плана. Как обычно, как всегда. Яков Иосифович сидел рядом со мной и улыбался, довольный. А мне тоже было р а­ достно и приятно, хотя и не имел я никаких заслуг. * * * Николая Агаповича Брыкова я частично реабилитировал, но кое-какие подозрения насчет его объективности в определении моих маршрутов и спутников все же оста­ вались. Марчук, Крушельницкий — это ра­ ботники! Не может быть, чтобы все — такие. — А нельзя ли...— заикнулся я.. — Пож алуйста! — тут ж е согласился Ни­ колай Агапович. И я отправился на Кузбасс, о котором успел уже наслуш аться всякого, с сайой обычной бригадой. Рядовой. Работе почтовиков в общем не позавиду­ ешь. 3а. неделю пути от Новосибирска до Ташкента и обратно бригада Марчука без малого трое суток проводила вообще без сна, а в остальное время выкраивали для отдыха считанные часы. Тбилисский мар­ шрут тоже оказался вовсе не прогулочным^. А есть рейсы длиннее, тяжелее, и в любой люди отправляю тся с охотой, с желанием поработать «на всю катушку», но всеми спо­ собами и средствами открещиваются от са­ мого ближнего, самого короткого — куз­ басского. Уже после мне удалось узнать, что эта линия, кроме всего прочего, служит как бы штрафной или испра:вительной, что ли, хо­ тя все признают, что здесь, как нигде, нуж ­ ны наиболее квалифицированные, растороп­ ные и добросовестные, а посылать сплошь и рядом приходится то в наказание, то для острастки, и добровольцев не сыщешь. Понять это стало возможным, когда я съездил в Кузбасс сам. Все верно. За месяц кочевой жизни в поч­ товых вагонах, проделав почти двадцать тысяч километров по железным дорогам страны, я с немалым трудом преодолел со­ всем короткое расстояние до Кемерова и Новокузнецка. Своими глазами видел мая- ту почтовиков, впервые в жизни усомнился в пользе эмансипации, в,месте с новыми сво­ ими спутниками то удивлялся, то возму­ щался, то горестно размышлял по поводу несуразностей организации почтового обме­ на на Земле Кузнецкой. Кемеровская область, не в пример многим иным, имеет высокую плотность населения, большое число близко расположенных круп­ ных городов, и потому потоки почты идут сюда гуще, полновеснее. Итак, в 19.40 отправляется поезд № 204 Новосибирск — Кемерово. При нем два поч­ товых вагона, и оба «под завязку». В иути меньше девяти часов и три десят­ ка остановок. Всю ночь не присесть. Стоян­ ки — п* oднoй-двe, минуты, редко где боль­ ше, разве что в Юрге, Шишино да Топках. Всю ночь интенсивный, напряженный обмен. Бригада — ВПН Нина Зуева и ее помощ ­ ница Галина Шмелева, действительно, р я ­ довая бригада. Работает на этом маршруте если и не по велению сердца, то уж никак­ ие за какую-нибудь провинность. А достает­ ся ж е им! Теперь я понимаю намеки Семе­ на Васильевича Фещенко и Якова Иосифо­ вича Крушельницкого. Здесь не соскучишь­ ся. Не легче и тем, кто ож идает обмена на станциях и полустанках. Редко где имеется не то что трактор, — простая тележка. И во­ локут обменщицы (их и тут большинство, женщин) на своих плечах увесистые мешки, ящики, коробки, кинобанки, пачки с газе­ тами через занесенные пути и платформы, спешат в те же считанные минуты обменять­ ся «верительными грамотами», прыгают на ходу из вагона в темень, в снег, всякий раз рискуя в лучшем случае прокатиться один перегон... В четыре утра Кемерово. Здесь почтово­ му вагону стоять целый день! С тоять в ту­ пике, в «оздоровительной зоне», у завода «Карболит». Явная нелепость! Ночью — запарка, днем — стоянка. Но эта нелепость повторится дважды . От Кемерова до Новокузнецка еще одна ночь напряженнейшего обмена почтой, с тридцатью семью остановками, а полный световой день — пауза. И з Новокузнецка в Новосибирск, теперь уже поезд № 206, уйдет поздним вечером, и третья ночь в стремительном темпе, без сна. На этом, за ­ вершающем этапе, самая высокая нагрузка. В нашем рейсе — так получилось, никто этого не предвидел заранее, но это очень помогло, — бригаду подкрепили еще двумя опытными работниками, начальниками до­ полнительных почтовых вагонов. Они под­ ключились .к нам на последней трети пути, Геннадий Улитин и Федор Поспелов. Всем хватило дела. Всем было не до сна и отды ­ ха. К азалось бы, два полных дня простоя дают возможность для разрядки между тре­ мя суматошными и бессонными ночными вах­ тами. Как бы не так! Не успеет бригада на конечной станции сдать почту, а принимают ее неторопко и неорганизованно (только и успеть добеж ать до «Пельменной», похва­ тать горяченького в первый, а чаще и по­ следний раз за сутки, запастись беляшами .— в вагоне «е до кастрюль!), как уж е начи­ нается погрузка. В Кемерове почтовый вагон загруж аю т газетами. В огромном количестве. Нам при­ везли тысячу триста пачек. Одну кладовую они заняли полностью. Самый ответствен­ ный почтовый груз. Нет более постыдного для почтовика про­ ступка, нежели отказ по какой угодно при­ чине от доставки газет. Уже, каж ется, со­ всем нет места в вагоне, — для прессы оно найдется! Один-единственный! — случай, ЧП , был назван Николаем Степановичем Амели­ ным на той планерке, где мы отчитывались с Крушельницким. Бригада почтового ваго­ на не взяла в Барнауле газеты. Их не было,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2