Сибирские огни, 1974, №5
С како-й прытью развернулся транспорт, как ловко притерся к вагону, к ак снорови сто наполнили наши бункера д в а очаро ва тельно любезных парня отличным плам ен ным донецким угольком! И д аж е счастливо го пути пож елали. Т ак и не удалось мне узнать, какую цель преследовали полномочные представители управления Южной ж елезной дороги, явив шись ранним предрассветным утром на Харьковский вокзал после телефонного сиг нала о странной системе обеспечения топли вом почтовых вагонов. Смутно д огады ва юсь, что, по всей вероятности, «факты не подтвердились». Подозреваю , что так имен но и было, поскольку Яков Иосифович Кру- шельницкий после того еще не раз совер шил аналогичный маршрут, ездили через Х арьков на Тбилиси и другие ВПНы, и во всех последующих рейсах они либо обходи лись своими неприкосновенными запасами угля, либо решали эту проблему древним, как мир, способом — с помощью всесиль ной купюры... * * * Обменные почтовые операции, в принципе, однотонны, однотипны. Но их не сравнишь со стандартной повторяемостью работы на конвейере. К аж дый обмен чем-то отличен. То непредвиденной удачей, четкостью выг рузки и погрузки, то — напротив — ничем не объяснимыми задерж кам и, проволочками, неразберихой, то веселой перебранкой с об- мешцицами (на перроне преобладаю т ж ен щины ), то совсем и ни кому не.нужной ру готней по пустякам... Всякий раз подготов ка к обмену заставляет подобраться, изго товиться, сделать все от бригады зависящее, чтобы обмен прошел без сучка, без задорин ки, особенно когда почты много, а стоянка д о неприличия кратковременная, да еще ночью. Распахн утся на стоянке двери кладовых, и радостно видеть, как спешат к вагонам почтово-багажного автокары , тракторы, тя гачи, волокут, треща, почту, едут за нашим грузом. «Берегись!» — сиренит тягач. К сожалению, не везде волокут. Д а и не стыкуются кары и тракторы с грохочущими, громыхающими, скрежещущими телегами и тележищ ами, кто знает, кем и когда изобре тенными. Т яж елы е, неуклюжие, неповорот ливые, с шинами литой резины, с громозд ким дышлом, с неким подобием тормозной педали, единственное назначение которой намертво заклинивать немазаные колеса. Эту телегу не подкатить к вагону, не р аз вернуть, не стронуть с места даж е без гру за. К огда ж е ее набьют с верхом посылка ми,— только бурлакам под силу укатить ее. А так. между прочим, и катят. Втроем, вчет вером. Только что «Дубинушку» не поют. А присловья, дл я вдохновения и умножения толкающего эфф екта, произносят повсеме стно. Неужели СКВ надо создавать, чтобы пер ронная тележка стала легкой, удобной, под вижной, поворот.истой. Это ж е главное, ос новное, самое массовое средство малой поч товой механизации! Я более чем уверен, что не открываю ни каких америк. Убежден, что о многом дум а ли — и немало! — в почтовом ведомстве Ми нистерства связи солидные и заслуж иваю щие всяческого уваж ения специалисты. Спорили, расходились во мнениях. В озм ож но, кое до чего у них просто руки пока не дошли. Вернемся к тем ж е письмам. К тем же индексам. Безусловно, прежде чем опреде лить для них место на конверте, были рас смотрены самые различные варианты . И; скорее всего, конструкторы будущих пись мосортировочных машин не без труда при шли именно к этому оптимальному выводу — индекс долж ен проставляться в нижнем левом углу конверта. Только здесь! Иначе машина его не прочтет. Т ак она задум ана, машина. Согласен. Но машин-то пока нет. И даж е сам начальник Главного почтового управления тав. Мацнев признает, что на данном этапе основная задача — приохо тить и приучить нас пользоваться перспек тивной и целесообразной системой шести цифр. Т ак неужели, в интересах того же почтового ведомства, в целях ускорения ручной сортировки корреспонденции, нельзя п те самые ближайшие годы «домашинного» периода проставлять индексы таким обра зом, чтобы от них была не только воспита тельная, но и практическая польза. Если уж начальник Главного управления считает возможным выпускать конверты по индиви дуальным заказам , то не составит труда из готавливать их на переходном этапе в удоб ном для ручной обработки виде. Есть и еще резервы ускорения оборота писем. Это не моя ф антазия. Любопытную мысль вы сказал начальник Новосибирского прижелезнодорожного почтамта Николай Степанович Амелин: — Д л я чего штемпелюют письма? Чтобы гасить марки. И еще, чтобы можно было установить дату отправки, в чем практиче ски нет никакой необходимости. И з миллио нов писем понадобится уточнить эту дату разве что в десятке случаев. И, если это очень важ но для кого-то, обязательно штем пелюются заказны е отправления. Значит, все-таки главное — гасить марки. А зачем? Кто станет второй раз использовать марки рованный конверт или почтовую открытку? По-моему, разумно. Я представляю, сколько времени убивается только на штем- пелевку сотен миллионов писем и откры ток. В зять да отменить. Не было так ни когда? Ну и что? Многого не. было прежде. А вот — из личных наблюдений. «Почтовые правила» точны и строги. Ими как будто предусмотрено все. Но все ли? Не следует ли, например, установить жест кие стандарты на размеры конвертов. Нет, те, что в достатке печатает пермская фабри ка «Гознак», всем хороши — и форматом, и бумагой, и богатством художественного оформления. Речь идет о деловой переписке. Ведь любая организация, к аж д ая контора вольна мастерить конверты по собственному произволу и вкусу, кому как вздумается. И мешают эти разнокалиберные пакеты не представимо. Они сбивают ритм сортировки, неудобны при упаковке корреспонденции в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2