Сибирские огни, 1974, №5
нуты. А .на выпр-узку посылки (со сверкой адреса) — две секунды. Вот и беги, кати, неси, кидай ...Прицепили нас в хвосте, мотает вагон из стороны в сторону, и руш атся с таким тщанием -воздвигнутые нами монбланы, с такой надеждой разложенны е по направле ниям. К ак тряхнет, тряхнет! — и все сме шалось, свалилось, рассыпалось, и снова громозди ящик на ящик, разбирая, что на юг, что на восток, что в Кузбасс, а что в К а захстан. Часок-другой поразомнешься в холодной кладовой — до того приятно вернуться в тепло канцелярии. К свету, к самовару... Вообще-то декабрь был милостив. Он как бы .нивелировал, уравнял все климатические зоны страны. И в Сибири, и на Урале, и в Поволжье, и на Северном К авказе, и в Азер байджане в среднем было -немногим ниже нуля. И вдруг в Харькове (!) оказалось двадцать три градуса к ветоом. Холоднее, чем в Оймяконе"! Рекорд этот .удерживался недолго. Через неделю здесь, как и по всей Украине, мо росило и гололёдило. А тогда, одиннадцатого декабря, неждан ный мороз больше всего неприятностей до ставил, по-моему, почтовикам. И знаете, почему? Кто и по какой причине ввел такой поря док, вряд ли можно установить, но факт фактом: почтовые -вагоны, движущиеся на юг, в Харькове у-глем не с-набжаются. Нам предстояло еще добраться до Тбили си и -возвращаться обратно, как раз неделю ехать. А декабрь, как я сказал выше, — все же декабрь. И тронулись мы с милого севе ра -в сторону южную без запасов топлива. Наш почтово-багажный, сменяя номера, дважды пересекал старейший Донецкий угольный бассейн. В окрестностях Констан- ти-новки, Никитовк-и, Горловки пейзаж ож ив ляли копры и терриконы, в ночной мгле ру бинами пылали звезды передовых шахт, пе ревыполнивших план добычи. У нас кончал ся уголь, и взять его было негде. Ни ,в Ростове-на-Дону, ни в Армавире, ни, разумеется, в Минеральных Водах, как и в Грозно-м, М ахачкале, Баку, Тбилиси, уг ля не дают. Природа сж алилась над нами, организо вав попутный циклон иди антицикло-н, и на пути из Тбилиси в Харьков, хотя и не рас цветали цветы, было относительно тепло. Иногда д аж е с плюсам. И вот — опять Харьков. Здесь у нас «пе рестой». Валентина Андреевна, з а б о т л и в а я ВПНПТ, не скрывая тревоги, погляды вала в опустевшие угольные закрома (подошел к концу и НЗ, прихвачен ный и-з Сибири -на этот крайний слу чай вопреки протестам Якова Иоси фовича, поскольку запасы топлива, сколь бы малы они -ни были, занимают место не скольких предположительных по-сылок) и установила в вагоне живительно-прохлади тельную атмосферу. Не очень, .правда, уверенно (я, наверно, был тому помехой) она заметила: — Говорят... уголь-то можно купить. — Как, то есть, купить? — не понял я .— Где купить? У кого? — За деньги. У тех, кто по поездам р аз возит. Все здесь так берут. Я не поверил. Стоять нам было почти сутки. Вечеро-м я наведался к одному з-накомому журналисту, жившему прежде у нас, в Сибири. Посиде ли, повспоминали. Я засобирался. — Пора, — говорю. — Вагон где-то в ту пике. Его найти надо. Д а еще угля купить... — Зачем? — удивился бывший земляк. Я объяснил. Это привело коллегу в нео писуемую ярость. Он схватился за телефон и набирал номер за номером (вечером, в воскресенье!) до тех пор, пока не напал на дежурного по управлению Южной дороги. Вырази-в все обуревавшие его чувства, он успокоил -меня: — Будет уголь. Слава богу, Донбасс еще не обеднел! А вообще ты, конечно, преуве личиваешь. Недоразумение какое-то. Те:мный (аккумуляторы надо беречь!) и остывающий вагон я не без труда разы скал на разбежавшихся во все стороны запасных путях, километрах в полутора от вокзала. Ничего не сказав своим утомленным спут никам о проведенной мною операции «Уголь», тоже лег спать, предвкушая, к а ким приятным сюрпризом будет для них по утру полное решение топливной проблемы. В середине ночи гулко забухала, загро- хотала вагонная две!рь. То был дежурный слесарь. — Замерзли, сибиряки? — вежливо осве домился о,н. — Систему не разморозили? Д о утра доживете? Ну, спите, спите... П ож ало вались, значит? Яков Иосифович покосился на меня.. Пришлось признаться. Сюрприз не получал ся. На рассвете Валентина Андреевна заспе шила в экипировочную и вскоре воротилась в крайнем возбуждении. — Три человека из управления дороги сидят! Шум такой! А время шло. Почта погружена была еще накануне, так что нам оставалось лишь при цепиться к составу и до самого Новосибир ска ехать в его хвосте. Д авным-давно сто ял у пер.рона почтово-багажный состав, наш же вагон выдерживали на запасных путях.. Ч ас д о отправления. Сорок минут. П олча са... Мы все еще в ожидании. Наконец, по дали маневровый. Минут десять он таскал нас в зад и вперед, пока поставил «а место. Едва услели своими силами заправить вагон водой (в Баку и Тбилиси воды не д а в а л и ). Угольщиков нет как нет! П ять минут до отправления... Затарахтел по перрону трактор с уголь ной тележкой на прицепе. Поравнялся с на шим вагоном. Чумазый парень молча бро сил в тамбур две банки угля, и трактор з а ложил крутой вираж. — Постойте! — воскликнула Валентина Андреевна. — Мне же сказали... Тракторист и чумазый угольщик невозму тимо продолжали сложные эволюции на перроне. Тогда Яков Иосифович извлек из бум аж ника купюру.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2