Сибирские огни, 1974, №5
щим секторам почтамтов, то страховая «ме лочь» — бандерольки, ценные письма чаще всего требуют индивидуального подхода. И каждое «отправление» надо приписать и от писать. За рейс у ВИН набирается больше четырехсот отчетных документов. Д ва тома! И пишет начальник всю ночь напролет... Где-то шибко за полночь выпала неболь шая передышка. И перегон подлиннее, и просто необходима пауза, разрядка. Хорошо бы, конечно, хоть чайку попить — есть уж е не хочется, но и на самовар ни у кого ру ка не поднимается. Л адно уж, до утра как- нибудь... Ярослав извлекает из рюкзачка два пос ледних номера польского ж урнала «Дооко- ло свята» и переводит с листа: «Хорошая весть для влюбленных при шла из медицинского института Вирд жиния Сити. По многолетним наблюде ниям установлено, что грипп не пере дается через поцелуи. Зато сорок про центов зараж аю тся через рукопож а тия. Целуйтесь на здоровье, только не пожимайте друг другу руки!». — Парадокс! — изрекает Семен Василье вич. Ярослав отправляет его поспать. Имеется такая возможность. И Толю, который перио дически хватается за щеку и чаще, чем сле довало бы, смолит «Беломорканал», тоже отпускает придремнуть, снабдив предвари тельно нравоучительной информацией из то го же польского ж урнала: «Инфаркты? Нет, не кофе, не стрессы, не резкая перемена погоды, — утверж дает профессор из Ф РГ Зигфрид Гей- ден. — Только п а л е н и е п а п и р о - с о в!». Два заключительных слова он выделяет интонацией и произносит без перевода. Сам Ярослав приляж ет на часок только после Семипалатинска. Оставшись по доброй воле «на подхвате», хотя толку от меня чуть, я углубляюсь в Пособие для связистов массовых профессий — «Начальник почтового вагона». «В соответствии с Тарифно-квалифика ционным справочником к начальнику почтового вагона и его помощникам предъявляется следующая должностная квалификационная характеристика: Х а р а к т е р и с т и к а р а б о т . О бра ботка и сортировка почтовых отправ лений в пути. Обмен почты с приже- лезнодорбжными предприятиями связи. Прием от клиентуры заказных писем. Проверка правильности направления обрабатываемых почтовых отправле ний. Обеспечение сохранности почты. Организация работы в почтовом вагоне. Инструктаж работников почтового ва гона, контроль за их работой. Прием и сдача сумок с железнодорожной вы ручкой...». Это еще, как говорятся, ничего еще. Но это — всего-навсего характеристика работ. « Д о л ж е н з н а т ь , — читаю я далее: — административно - территориальное деление СССР; схему маршрутов поч товых вагонов СССР; планы направле ния почты и расписания поездов в пре делах обслуживаемых,линий; действую щую систему сортировки почтовых отп равлений; повагонный порядок сорти ровки в объеме, требуемом планом на правления почты для обслуживаемых линий; почтовые травила в полном объеме: тарифы на услуги почтовой связи; правила перевозки почты по ж е лезным дорогам; порядок оформления отцепки почтовых вагонов; порядок сбора и сдачи- ж елезнодорожной вы ручки...». Все? Нет. Надо знать устройство вагона, устройство и принцип действия системы отопления, вентиляции, водоснабжения и электроосвещения, холодильных установок, инструкции по сигнализации на ж елезнодо рожном транспорте... Уф! Д а если бы географию мне знать хоть вполовину, как Ярослав! Нет, не бывачъ, мне, однако, ВПНом!.. Станция. Обмен. Что такое обмен? Из вагона на перрон или участок полосы отчуждения, его зам е няющий, из обеих вагонных кладовых, по очередно выбрасывается вся почта, предназ наченная для этого пункта. Слово «выбра сывается» имеет свою технологическую спе цифику и в нужном месте будет должным образом разъяснено. С перрона, в свой че ред, принимается в вагон то, что было при готовлено к отправке из данного пункта. Защелкнулись запоры кладовых. Обмен щик поднимается в вагон. Сверили докумен ты, расписались друг у друга. Сухо щелк нул календарный штемпель. И — до следу ющей станции. От Новосибирска до Таш кента сорок семь обменов. На обратном пу ти столько же. Это много. Новые поступления невелики. Ярослав дозволяет мне рассортировать тощий пост-пакет — пачечку писем. Как раз перед этим я осваивал по тому ж е пособию для связистов смысл и назна чение индексов. Наконец-то хоть сам для себя уяснил: «Индексация позволяет уско рить и облегчить ручную сортировку писем до ввода в эксплуатацию автоматических письмосортировочных машин». Вот теперь понятно, что «до ввода». А то кого ни спра шивал про эти машины, никто толком не знает, какие они и каким образом будут воспринимать индексы. Известно точно лишь, что письмосортировочные машины бу дущего уже отягощены недугом, страдают дальтонизмом. Они не различают желтого и зеленого цветов. Дай, думаю, проверю теперь, .насколько индексы «ускоряют и облегчают» ручную сортировку. В общем, так и есть. Принцип — проще пареной репы. Д аж е географию знать не обязательно! Во всяком случае вполне достаточно помнить республики, края, области и их административные цент ры. Им присвоены первые три из шести цифр. Наш Новосибирск, например, имеет индекс 630, а область — 632 и 633. Послед ние цифры -для города — номер отделения связи. Для области немногим сложнее: чет вертая цифра — номер маршрута почтового вагона (по единой союзной классификации)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2