Сибирские огни, 1974, №5
№ 101 сообщением Новосибирск—Ташкент. Юркие тракторы -тягачи волокли к вагону длинные вереницы тележ ек, набитых довер ху ящиками и мешками, тюками и коробка ми. И все это, к немалому моему удивле нию, вмещ алось в две десятитонны е кладо вые, располагалось в каком-то труднопости жимом порядке и... позволяло принять сле дующую вереницу тележ ек с таким расче том, чтобы в пути следования можно было на любой станции освободиться от части груза в минимальный срок и взять сколь ко влезет еще. Когда вокзальный диктор напомнил, что провож ающ ие должны наконец оставить в покое отъезж ающ их, у нас уже все было погружено, а на рабочем столе Ярослава образовался ворох сопроводительных доку ментов. И вот поезд тронулся. Только теперь началась работа — погруз ка не в счет. Д а какая работа! П оначалу я оторопело глазел, не зн ая, чем могу быть полезен в этой сосредоточенной, быстрой — но без малейшей спешки! — и нескончаемой суете. Д ело нашлось. Толя Вишленков з а нял следующую ступень в табели о рангах — место отсутствующей сортировщицы Т а ни, а мне милостиво уступил свой учениче ский пост. Мог ли я рассчитывать на боль шее?.. Мне доверили опрасты вать в сортировоч ный ящик мешки с письмами, не забы вая, однако, встряхивать после меня порожние мешки — а ну как я чего-нибудь в них ос тавил! Ч аса через два я набрался нахальст ва и самовольно стал связы вать шворкой пост-пакеты, то есть пачки с рассортирован ными письмами. Где-то перед рассветом, правда, очень и очень робко, начал раскл а ды вать конверты по ячейкам, то и дело об ращ аясь за консультацией к своему непо средственному шефу, к Толе. Теперь-то можно признаться: разбирал я письма по собственной, максимально упро щенной методике. Сначала расклады вал по кучкам — в знакомы е мне города, потом разгляды вал ярлыки на клеточках, где эти города были обозначены, и с чувством ис полненного долга совал конверты в эти са мые клеточки. После такой предварительной сортировки у меня оставалось примерно втрое больше, чем отсортировалось, писем, и направление каж дого я уточнял путем н а водящих вопросов. Б удь я одним из выше стоящих членов почтовой бригады, такому «сообразительному» ученику следовало бы сделать первое предупреждение о беспер спективности, служебном несоответствии, пустых хлопотах и напрасных надеж дах на дальнейш ее продвижение по службе. Мои учителя и начальники были снисходительны, терпеливы , хотя и не вы раж али восторга по поводу новаторства .в разборке почты и ее темпов. Чаще, чем хотелось бы, приходилось взы вать о помощи к Ярославу, поскольку Толя не всегда был достаточно компетентен, и наш ВПН , занятый выше головы, с ходу, н а изусть назы вал номера почтовых вагонов, районы и области, станции и передаточные пункты по всей сети ж елезных дорог, куда надлеж ало добираться тому или иному письму. Уж е тогда, в первую ночь пути, я сделал п е р в о е о т к р ы т и е . Ни школа, ни даже специальный географический ф акультет не дадут таких глубоких знаний предмета, как один-единственный рейс в почтовом вагоне с полной нагрузкой. Хочешь не хочешь, а тысячи населенных пунктов обступают те бя, лезут в глаза и уши. М еж ду ними уста навливается невидимая, но устойчивая и прочная связь. Никогда дотоле неведомые Балыкты -К оль или Байсерке, Айгыржал или Ж уан-Тобе, Сары-Агач, Баба Д урм аз, Репе- тек или Присяпино становятся прямо-таки родными. Вот в этот самый Репетек еще письмецо, и еще... Где ж е он, Репетек-то!1 А-'аа! Привет!.. Он ж е прямо по марш руту. И какую радость испытываешь, когда со з н а н и е м д е л а кладеш ь письма, адре сованные в Аврору, Новоулыбинку и Че- ремшанку, отнюдь не в ячейку Глубокое- ского района Восточно-Казахстанской об ласти, а в клетку с ярлыком «Почтовый ва гон № 379». В эти три населенных пункта почта доставляется другим маршрутом! И в Ш емонаихинском районе есть такие же исключения: Бараш ки, Зевакнно, Первомай ский, Убармей и Убинка имеют свой почто вый тракт. Сколько ж е их, городов и деревень! Четы- ре тома по тыще с лишним страниц — это лишь перечень отделений связи, каж дое из которых обслуживает немалую территорию. На пути от Новосибирска до Ташкента самый напряженный участок — Алтайский край. Писучий народ ж ивет на Алтае! И се лится густо, плотно. В т о р о е о т к р ы т и е ! На маленькой станции подкинули толику попутной почты. Д о следующей остановки минут двадцать ходу. К этой остановке на до приготовить очередной обмен. Но преж де — разобрать то, что попало в вагон сию минуту, ни в коем случае не откладывая «на потом». Что ж е тут необычного? А то, что очень много писем идет в ближайшие, соседние пункты. Сразу не поглядишь, и — про-вез мимо. От Евсина до Линева — восемь километ ров. От Боровихи до Повалихн — десять. Рукой подать. А ведь пишут... И так всю до рогу. Пока идет непрекращ ающ аяся разборка, сортировка, подсортировка и упаковка кор респонденции, Ярослав частично расправля ется со своим ворохом. Посылок — более тысячи. На каж дую — сопроводительный бланк, на все вместе и по группам — нак ладные. Все — по разным адресам . Ценные, высокоценные... На весь маршрут их надо расписать — номер, ценность, куда, откуда, сколько... Не меньше, если не больше моро ки со страховой почтой, которой занимает ся тож е лично ВПН. Если посылки — груп пами, крупными партиями — сдаю тся отде лениям перевозки почт или соответствую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2