Сибирские огни, 1974, №4
М ы — л ю д и Севера с тобой, Е го н а в е к родны е дети... И хотя в заключающем сборник стихо творении взгляд и память поэта как бы об ращены уже назад, к прошлогМ|у, хотя зву чат прощальные слова — «благодарю судь бу свою за то, что путь был не напрасным, за то, что в этом жил краю и был к делам его причастным...» — мы, читатели, не торо пимся расставаться с героями книги. А. РОМАНОВ Геннадий Гор. Константин Панков — ненец кий художник. Ленинград, «Аврора», 1973. «...в моем краю зима и лето — соседи. Еще горы стоят летние, земля красная — она покрыта ягодами, и только листья на деревьях кое-где пожелтели. Но вдруг при шел мороз — и реки застыли. Среди лета лежат зимние реки. Снега нет, лед прозра чен, можно увидеть уснувших рыб. К весне лед становится толще. Вода н а верху портится, в ней мало воздуха, и ры ба уходит вниз. Весной рыбаки прорубают лед, и тогда будто дверь открывается для рыбы. Черпай и бросай ее на лед. Летом мой старший брат Прокопий взял меня на рыбную ловлю; мы сели в лодку и, гребя легкими веслами, плыли вверх по протоке, чтобы попасть в озеро Сор. Озеро обмелело. И лодка, когда плыла, задевала щук, они от испуга выпрыгивали из воды и падали прямо в лодку...» «...Вот горы. А за ними еще горы; посмот ришь на них — а горы как будто играют. Я иду. и горы тоже словно идут. Я иду по ручьям, а собака впереди бежит. По снегу охотиться очень легко. Вот сле ды видны. Только что пробежала белка. Вот ее следы. А старые следы закрыло снегом. Прошел немного — белка. Я навешал на себя белок: за поясом, на пимах, за рем нем на спине — везде у меня висят бел ки...» «...Между ними (протоками) будто дру гой мир: островок, покрытый странными колышущимися волнами... Панков сказал мне: — Волны — это музыка. — А для чего?— спросил я. Он удивился моему вопросу. — А для того, чтобы все в картине было живым и красивым...» Записанные Г. Гором рассказы самобыт ного ненецкого художника Константина Алексеевича Панкова о его жизни, о приро де родного ему Севера и особенно это точ ное, емкое, простое и искреннее определение задач своего творчества — «чтобы все в картине было живым и красивым»,— все это как бы несколькими штрихами рисует тот мир, откуда пришел Панков,— мир ес тественных ценностей, мир первооснов, «еще не облеченных в слово». Мы видим че ловека этого мира, его жизнь, неразрывно связанную со всем, что происходит в при роде, — жизнь простую и очень сложную, однако сложность ее проистекает не из ис кусственной усложненности, а из естествен ной потребности человека — жить, продол ж ать свой род, оставлять потомкам мир, который был бы им добрым домом. И не только добрым, но «красивым и живым». Могучие, неимоверно высокие деревья на красных берегах черной, застывшей реки; яркая, бело-желтая отмель; домики рыбо ловецкого поселка, лодки... Вдали — горы. И все это покрыто, залито, пронизано позд ним солнцем, его осенним угасающим теп лом, его последним светом, предвещающим близкие холода... Вот и листва деревьев, утратив летнюю силу, став прозрачной, ка жется заиндевелой, кажется узорами кур- жака... Другую акварель Константин Панков на звал «Горы играют». Слева и справа — две извилистые реки с притоками. Засне женные реки молочно-белые, мягкие. Че рез весь лист, то приближаясь, то удаля ясь,'— полоса редких, светлых, опушенных инеем деревьев. Рисуя иней, Константин Панков реализует ставшее обыденным сра внение «серебряный иней»; он силою свое го таланта заставляет жить это серебро. И оно живет — возникает как легкая дымка, светится трепетно и осторожно, затем тем неет, голубеет, свет его становится полнее и приглушеннее, оттеняется охрой кустар ников, и, наконец. — вдали, у самых гор, мы видим черные полосы леса, и это тоже— серебро... Горы играют. Их очертания р а з мыты морозным воздухом, сливаются с не бесами. Вспомните: «я иду, и горы тоже словно идут». Действительно, горы идут, плавными волнами они безмолвно катятся вдали, следуя за каждым шагом охотника в алой малице. Это ощущение рождают и полосы черного леса, взбирающиеся на ле вые склоны гор, и то, что покинутые горы едва проступают из дымки, а те, что впере ди,— более четко очерчены, и то, что поки нутая река менее широка, чем та, по кото рой идет охотник. Это ощущение рождает игра волнообразного света, источаемого се ребром инея... Горы играют... Наиболее сложна, многозначна написан ная маслом картина «Волны». Вот что гово рит об этой картине автор книги Геннадий Гор: «...он (берег с домиком и лаба зом.— А. В.) подчеркнуто статичен. Статич на и река, ее оба рукава написаны густым локальным синим цветом. Берег несколько оживляют ритмично расположенные худож ником два оленя — белый и темный. Четыре красных дерева И два желтых — тоже неподвижны. От этой части картины веет безмятежным покоем. Возле домика стоит человек. Обычно лю ди, изображенные Панковым, заняты каким- либо делом — охотятся, рыбачат, ловят птиц. Этот человек стоит в позе созерцате ля...» «Между ними (протоками) будто другой м«.р: островок, покрытый странны ми колышущимися волнами»... Плывут светящиеся зеленоватые волны над островком, внезапно возникая среди покоя и теряясь также внезапно. Мир как бы замер на долгий миг, внутренне при слушиваясь к музыке, к мелодии, к песне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2