Сибирские огни, 1974, №4

Д ля В. Кузьмина настало время зрелости ■его таланта, время раздумий, углубленных художественных исследований жизни. Но режиссер по-прежнему пылок и молод. Его палитра не желает мириться с прежним с а ­ моограничением — «оуше, жестче». Б ез­ удержная фантазия, любовь к шутке, гипер­ боле продолжают оставаться неизменными спутниками его исканий. В этом отношении показательна работа над комедией англий­ ского драм атурга Дж . Поиплуэла «Миссис Пайпер ведет следствие». Этот спектакль родился вне производст­ венных планов «Красного факела» (как буд­ то «плановых» работ Кузьмину .недостаточ­ но!). Содержание пьесы предполагает шут­ ку, веселую усмешку по поводу детектив­ ных историй и профессиональных сыщиков. Героиня комедии, простая женщина, убор­ щица ® частной фирме, проявляет куда больше здравого смысла, наблюдательно­ сти и желания докопаться до правды о со­ вершенном преступлении, чем полицейский комиссар. Все в этом спектакле ■— гармо­ ния, единство замысла и его воплощения. Внешне— все от детектива. Черный к а­ бинет, дикий вопль женщины в темноте, вне­ запно появляющиеся руки в перчатках, пи­ столеты, приготовленные для стрельбы через карман плаща. А по существу — лукавая усмешка, неистощимая выдумка, игра в сы- щиков-разбойников, гротесковая заострен­ ность образов. Но при всем веселье и видимой беззабот­ ности шутки в спектакле есть тончайше разработанная психологическая дуэль мис­ сис Пайпер (А. Смирнова) и друга ее юно­ сти инспектора полиции Бакстера (А. Л е­ вит). Искренность, непосредственность, ув­ леченность, природная доброта и юмор в со­ четании со стремлением к справедливости — таковы черты, которыми наделяет миссис Пайпер А. Смирнова. Чванливость и занос­ чивость человека недалекого, с грехом попо­ лам пробившегося к должности, но не ли­ шенного и некоторых привлекательных черт — простодушной доверчив'ости и спо­ собности загораться азартом поиска — так обрисован Бакстер А. Левитом. Итогом расследования, предпринятого проницательной Пайпер, становится оправ­ дание невиновного. Это по сути дела. Д ру­ гим итогом становится пробуждение лучших человеческих качеств у инспектора. А треть­ им и главным итогом становится веселый и беспощадный смех зрителей, которые узнают себя то ли в Бакстере, то ли в. Пайпер. Но узнают себя непременно, потому что живы еще в людях и чванство, и бюрократизм, и зазнайство, и высокомерие, и снисходитель­ ное отношение к человеку, волею судеб по­ ставленному на ступеньку ниже на общест­ венной лестнице. Ценить человека за его истинные способности, а не за должность учит эта умная Комедия, изящно выстроен­ ная режиссером и увлеченно, с высоким ма­ стерством исполненная А. Смирновой и А. Левитом. Наши раздумья о творческом пути В ла­ димира Кузьмина приводят нас к утверж*- дению, что его режиссерские пристрастия леж ат в сфере углубленного психологизма, театра жизненной правды. Значит, по-преж­ нему, «да здравствует сибирский МХАТ»? Не совсем так. Д ля В. Кузьмина слишком дороги принципы поэтического театра с его смелыми обобщениями вплоть до символов, с его зрелищностью. Для В. Кузьмина до­ рога возможность говорить языком публи­ циста, не останавливаясь перед плакатно- стью решений. Ему дороги собственные опыты создания спектаклей-дискуссий, от­ крытого гражданственного пафоса. А это значит, что в деле строительства нового «Красного факела» .возникает такой сплав, который вбирает в себя не только принци­ пы «сибирского МХАТа». Прежнее не воск­ ресить. Нужно строить новое. Составлен план. Уже проделан цикл малозаметных, пока «подземных», работ, возведен фунда­ мент. Начинают расти этажи. Увлеченно работает театр над воплоще­ нием современной темы. Уже сегодня можно говорить об успехах в завоевании симпатий молодежи. Ж аль, что пока еще «Красный факел» под руководством В. Кузьмина не осуществил ни одной постановки «своего» драматурга. Это тем более обидно, что в прошлом и у театра, и у Кузьмина есть бо­ гатый опыт работы с авторами. Новый «Красный факел» вобрал в себя чуть ли не весь основной состав прежнего ТЮЗа. И это не просто переход группы ак­ теров вслед за своим руководителем. П ра­ вильнее было бы считать Новосибирский ТЮЗ некии([ подобием знаменитых мхатов­ ских студий, которые на протяжении всей жизни Московского Художественного дава­ ли ему новые пополнения актеров. Действи­ тельно, если вспомнить прошлое, то среди режиссеров, постоянно приглашаемых в ТЮЗ, мы назовем имена краенофакельских корифеев — В. Редлих, Н. Михайлова, В. Дени, Э. Бейбутова, еще раньше — П. Цетнеровича. Они растили свою собст­ венную смену из актеров молодежного те­ атра. В .разное время из ТЮЗа в «Красный факел» пришли Е. Агаронова, Н. Михай­ лов, В. Макаров, М. Бибер и многие дру­ гие. Так что нынешнее «великое переселе­ ние» тюзян — дань прекрасной традиции. Таким же традиционным представляется и вовлечение в режиссерскую работу крас- нофакельских актеров, наиболее склонных к этой профессии. Кипит краснофакельская стройка, Иные зрители, окунаясь в новую атмосферу теат­ ра, грустят о былом академизме, о славе «сибирского МХАТа». Не нужно элегических воздыханий! Старое вернуть невозможно. Лучше помогайте создавать новое. Нельзя повторить предшественников, не надо пов­ торять найденное другими. Творить — зна­ чит искать неповторимое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2