Сибирские огни, 1974, №4
Д ля В. Кузьмина настало время зрелости ■его таланта, время раздумий, углубленных художественных исследований жизни. Но режиссер по-прежнему пылок и молод. Его палитра не желает мириться с прежним с а моограничением — «оуше, жестче». Б ез удержная фантазия, любовь к шутке, гипер боле продолжают оставаться неизменными спутниками его исканий. В этом отношении показательна работа над комедией англий ского драм атурга Дж . Поиплуэла «Миссис Пайпер ведет следствие». Этот спектакль родился вне производст венных планов «Красного факела» (как буд то «плановых» работ Кузьмину .недостаточ но!). Содержание пьесы предполагает шут ку, веселую усмешку по поводу детектив ных историй и профессиональных сыщиков. Героиня комедии, простая женщина, убор щица ® частной фирме, проявляет куда больше здравого смысла, наблюдательно сти и желания докопаться до правды о со вершенном преступлении, чем полицейский комиссар. Все в этом спектакле ■— гармо ния, единство замысла и его воплощения. Внешне— все от детектива. Черный к а бинет, дикий вопль женщины в темноте, вне запно появляющиеся руки в перчатках, пи столеты, приготовленные для стрельбы через карман плаща. А по существу — лукавая усмешка, неистощимая выдумка, игра в сы- щиков-разбойников, гротесковая заострен ность образов. Но при всем веселье и видимой беззабот ности шутки в спектакле есть тончайше разработанная психологическая дуэль мис сис Пайпер (А. Смирнова) и друга ее юно сти инспектора полиции Бакстера (А. Л е вит). Искренность, непосредственность, ув леченность, природная доброта и юмор в со четании со стремлением к справедливости — таковы черты, которыми наделяет миссис Пайпер А. Смирнова. Чванливость и занос чивость человека недалекого, с грехом попо лам пробившегося к должности, но не ли шенного и некоторых привлекательных черт — простодушной доверчив'ости и спо собности загораться азартом поиска — так обрисован Бакстер А. Левитом. Итогом расследования, предпринятого проницательной Пайпер, становится оправ дание невиновного. Это по сути дела. Д ру гим итогом становится пробуждение лучших человеческих качеств у инспектора. А треть им и главным итогом становится веселый и беспощадный смех зрителей, которые узнают себя то ли в Бакстере, то ли в. Пайпер. Но узнают себя непременно, потому что живы еще в людях и чванство, и бюрократизм, и зазнайство, и высокомерие, и снисходитель ное отношение к человеку, волею судеб по ставленному на ступеньку ниже на общест венной лестнице. Ценить человека за его истинные способности, а не за должность учит эта умная Комедия, изящно выстроен ная режиссером и увлеченно, с высоким ма стерством исполненная А. Смирновой и А. Левитом. Наши раздумья о творческом пути В ла димира Кузьмина приводят нас к утверж*- дению, что его режиссерские пристрастия леж ат в сфере углубленного психологизма, театра жизненной правды. Значит, по-преж нему, «да здравствует сибирский МХАТ»? Не совсем так. Д ля В. Кузьмина слишком дороги принципы поэтического театра с его смелыми обобщениями вплоть до символов, с его зрелищностью. Для В. Кузьмина до рога возможность говорить языком публи циста, не останавливаясь перед плакатно- стью решений. Ему дороги собственные опыты создания спектаклей-дискуссий, от крытого гражданственного пафоса. А это значит, что в деле строительства нового «Красного факела» .возникает такой сплав, который вбирает в себя не только принци пы «сибирского МХАТа». Прежнее не воск ресить. Нужно строить новое. Составлен план. Уже проделан цикл малозаметных, пока «подземных», работ, возведен фунда мент. Начинают расти этажи. Увлеченно работает театр над воплоще нием современной темы. Уже сегодня можно говорить об успехах в завоевании симпатий молодежи. Ж аль, что пока еще «Красный факел» под руководством В. Кузьмина не осуществил ни одной постановки «своего» драматурга. Это тем более обидно, что в прошлом и у театра, и у Кузьмина есть бо гатый опыт работы с авторами. Новый «Красный факел» вобрал в себя чуть ли не весь основной состав прежнего ТЮЗа. И это не просто переход группы ак теров вслед за своим руководителем. П ра вильнее было бы считать Новосибирский ТЮЗ некии([ подобием знаменитых мхатов ских студий, которые на протяжении всей жизни Московского Художественного дава ли ему новые пополнения актеров. Действи тельно, если вспомнить прошлое, то среди режиссеров, постоянно приглашаемых в ТЮЗ, мы назовем имена краенофакельских корифеев — В. Редлих, Н. Михайлова, В. Дени, Э. Бейбутова, еще раньше — П. Цетнеровича. Они растили свою собст венную смену из актеров молодежного те атра. В .разное время из ТЮЗа в «Красный факел» пришли Е. Агаронова, Н. Михай лов, В. Макаров, М. Бибер и многие дру гие. Так что нынешнее «великое переселе ние» тюзян — дань прекрасной традиции. Таким же традиционным представляется и вовлечение в режиссерскую работу крас- нофакельских актеров, наиболее склонных к этой профессии. Кипит краснофакельская стройка, Иные зрители, окунаясь в новую атмосферу теат ра, грустят о былом академизме, о славе «сибирского МХАТа». Не нужно элегических воздыханий! Старое вернуть невозможно. Лучше помогайте создавать новое. Нельзя повторить предшественников, не надо пов торять найденное другими. Творить — зна чит искать неповторимое.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2