Сибирские огни, 1974, №4

режиссера важно было показать единый, сильный своей сплоченностью коллектив. И он сумел это сделать, да еще выпукло, ро­ мантично. Идет обычная жизнь людей, живущих у придорожного тракта. Вдруг возникает пес­ ня, меняется свет, и перед нами группа рос­ лых парней в кожанках. Они бережно под­ держивают пожилого человека, застигнуто­ го тяжелым недугом. Это водители-дальне- рейсовики, чья ж изн ь— непрерывная коман­ дировка. У них свои обычаи, свои священ­ ные традиции. Они принимают в свое со­ общество только лучших, только проверен­ ных и стойких. Жизнь дружной шоферской семьи овеяна романтикой. Пускай неправдо­ подобны кожаные куртки на шоферах Д аль­ него Севера, пускай напоминают они комис­ саров легендарных времен гражданской войны. Режиссер, смело идет на плакатность приема и побеждает. На какую-то долю ми­ нуты вдруг останавливается действие, все замирают на своих местах, звучит мелодия, и мы ощущаем монументальную силу и мощь этой живой скульптуры. Обратившись во второй раз за свою жизнь к драматургии Горького, В. Кузьмин избрал редко идущую пьесу «Чудаки». В ее основе — изобличение прекраснодушия ин­ теллигенции периода реакции после револю­ ции 1905 года. Горького волновала духов­ ная оторванность интеллигенции от .народа, ее эгоизм, нежелание бороться за идеалы. Центральная мысль — разоблачение пустой болтовни, не подкрепленной делом,— оказа­ лась вполне современной. Сколько зла тво­ рится сегодня в мире под прикрытием лжи­ вой фразы! Потому и согрет спектакль крас- нофакельцев истинным горением публицисти­ ки. На одном полюсе оказался Мастаков. В исполнении С. Петухова он предстает чрез­ мерно легкомысленным, даже легковесным. Все его слова о великом назначении матери, о долге изобличаются слишком прямолиней­ но. Мастакову 1— С. Петухову попросту от­ казываешь в таланте писателя. Зато на дру­ гом полюсе режиссер сумел очень любо­ пытным приемом раскрыть жизнь простого народа с его истинными заботами и болями, с чистым и строгим взглядом на нравы, с мудрым отношением к смерти. Как же это делается? В разгар споров-раздоров, кото­ рыми заняты «господа», по авансцене с бес­ хитростной песенкой проходит Таисья (Л. Морозкина). Идет простая женщина и укачивает ребенка — и всё. Но столько жи­ тейской правды было в этом проходе, что становилась нестерпимо фальшивой якобы возвышенная речь Мастакова. Смерть Васи дикого не может прразить — этот гнилой физически и. духовно человек давно и без­ надежно болен, окружающие ждали, и даже с нетерпением, исхода. Но эта же смерть, осмысленная в общечеловеческих масшта­ бах, вдруг освещала игрушечность, приду- манность слов и поступков людей, почита­ ющих себя истинными интеллигентами. Умер Вася. Слышатся печальные фальши­ вые фразы. Фарисеи морщатся при стуке топора — это колет дрова Таисья. Ее же руками, очевидно, выстираны вот эти про­ стыни. Недавно скомканные, залитые кровью умирающего, они сейчас полощатся на вет­ ру. Жизнь обыкновенная, реальная, со всей своей неумолимой прозой, врывалась на сце­ ну, сокрушая, делая никчемными все лжи­ вые условности господ интеллигентов. Так суровая правда бытовой детали неожидан­ ным светом озаряла истинный смысл проис­ ходящего. Продолжая свои размышления о судьбе таланта в обществе, о его ответственности перед людьми, Кузьмин обратился к пьесе О. Бальзака «Надежды Кинолы». Это ред­ чайший случай постановки бальзаковской трагикомедии на русской сцене. Что происходит, если человек резко вы­ деляется из массы, если он своим разумом опережает время? В условиях эксплуата­ торского общества этот человек гоним. Его талант становится причиной его страданий. Испанец Альфонсо Фоятанарес в 1588 году изобрел судно, передвигающееся без пару­ сов с помощью пара. И что же? Изобрета­ тель чуть не поплатился жизнью, его от­ крытие присвоил другой, более поклади­ стый, умеющий идти на компромиссы с со­ вестью человек. Слава Фонтанареса исчез­ ла, так и не родившись, а свое детище он вынужден был своими же руками уничто­ жить. Общество во главе с королем и Ве­ ликим инквизитором задушило светлый ум, парализовало революционизирующее воз­ действие таланта. Ординарность спокойнее, легче ею повелевать. Но мысль, рожденная человеческим талантом, задавленная сегод­ ня, возродится завтра. В этом смысл спек­ такля В. Кузьмина. Мрачный, зримый образ рисует перед на­ ми декорация Р. Акоиова. На сцене нет ни клочка зелени, нет даж е попытки дать пей­ заж. Но выжженная земля Испании совер­ шенно отчетливо рисуется нашему вообра­ жению. Стены домов с балконами, ограж­ денными остриями кольев, решетки, и пере­ крещения балок цвета вороньего врыла соз­ дают ощущение застенков посреди бесплод- ■ной мертвой пустыни. Ни один теплый луч ■не проникает в эти многоярусные сооруже­ ния. Могила таланта. Мрачно. Душно. В прологе толпа с улюлюканьем и хохо­ том играет в старинную испанскую игру — подкидывают и ловят игрушечного чело­ вечка. Играют человеком! Потом раздается сухая трещотка, и в капюшонах, в халатах, с табличками на шее проходят прокажен­ ные, сметая все жив-ое на своем пути. Толь­ ко в финале распахнутые настежь ворота дают выход к морю, к простору. Прихлынули бальзаковские страсти. В столкновениях любви и холодного расчета, чести и коварства, искренности и лицеме­ рия закипели битвы, прянула буря, и рушат­ ся все надежды на счастливый исход. Но при всем широком эпическом разма­ хе действия под финал ощущаешь некото­ рое разочарование: режиссерский замысел, рассчитанный на трагедийное полотно шекс­ пировского размаха, входит в противоречие с пьесой несравненно менее масштабной, пьесой иного жанра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2