Сибирские огни, 1974, №4

лософии старика. Так же уходит старик от других проблем; есть ли счастье, есть ли правда. «Если веришь — существует, если не веришь...» Вот так отвечал, по сути дела, всем своим собеседникам Лука и присталь­ но вглядывался своими холодными стекляш- ками-глаза.ми. В «тоге зритель понимал ж е­ стокую мысль этого странника; «жизнь меня много мяла, горя хватил через меру, но и ты должен выстрадать свою долю». Злой старик, «.поганый гриб», ,по определению ре­ жиссера, становился преградой для всех ок­ ружающих в их порывах к счастью. Он вер­ шит над людьми самую страшную казнь. Она не 8 том, что погибает Актер, что на ка­ торгу отправляется Васька Пепел, что стала калекой Наташа. Лука знает, что физиче­ ские -муки ничто перед муками безверия. Он мстит всем за свою неуда-вшуюся жизнь тем, что разрушает в людях -веру в правду. Еще страшнее Бубнов. Когда эту сравни­ тельно небольшую роль поручили одному из лучших и опытнейших тюзовских актеров А. Мовчану, тот даж е обиделся: ведь Сати­ на, Барона, Пепла играли его младшие кол­ леги и ученики. Но расчет постановщика был точен. Молодые яростные порывы окруж а­ ющих, еще не до конца сломленны-х людей, наталкивались .на непреодолимую стену фи­ лософии ничегонеделания. Бывший владелец скорняжной мастерской Бубнов ушибся од­ нажды и на всю жизнь. Оказа-вшись на дне, он вскоре смиряется со своим положением и даж е начинает получать удовольствие от жизни без надежд и стремлений. Самодо­ вольный, с заплывшими глазками на мяси­ стом лице, с неизменной усмешечкой «а тол­ стых губах, Бубнов — Мовчан уют-но уст­ раивается на нарах и все время что-то дела­ ет. Эти «дела» — беспрерывно чинить, што­ пать свою оде,жопку. Одно тревожит его — это -когда кто-то пытается вы-рваться из за ­ сасывающего болота. Вот тогда, сверкнув из-под лохматых бро-вей глазами, Бубнов, подобно каркающему ворону, обрушивает на голову бунтаря свой резкий голос. И ес­ ли удастся ему вселить неверие, высмеять порыв,— довольству нет предела. Живой мертвец, он и всех окружающих стремится' превратить в покойников. На этом жестоком фоне представали тра­ гические судьбы жертв. Одна из лучших р а­ бот спектакля — Актер в исполнении Е. Ле- мешонка. В прошлом Актер — безусловно талантливый служитель Мельпомены. Еще и сейчас нет-нет да и всплеснется он озор­ ной выходкой, выкинет веселый фортель этот бывший Сверчков-За-волжский. Стихи, которые с таким -неимоверным трудом всплывают в его памяти, Актер читает по- настоящему артистично, глубоко. В -нем много от детски-наивного восприятия мира. Потому и поверил он в сказку исцеления, в чудо-клинику, которую посулил ему Лука. Но жестоким фарсом обернулась утешитель­ ная ложь. Тоскующим взглядом в последний раз окинул Актер — Е. Лемешоно-к жалкую ночлежку, где прошли последние его дни. Заметив на столе бутылку, о.н привычно уст­ ремляется к ,ней. Но внезапная мысль оста­ навливает на лолдороге: ведь он решил на­ чать новую жизнь, с алкоголизмом иоконче- -но! Вдруг губы Актера кривит усмешка — все обман, все ложь,— и медленно наливает он водку в стака-н. Совсем немного, не для того, чтобы опьянеть, а чтобы старику доса­ дить. Он даж е грозит ему, отсутствующему, пальцем. Жалкий протест слабого. Вот те­ перь все! Совсем не театрально, запахнув ветхое пальто, ссутулившись, трусцой убе­ гает Актер со сцены, уходит из жизни. Нервный п-ульс борьбы ощутим был в спектакле в любой сцене. Ни минуты вя­ лого, аморфного течения жизни. В яростных схватках гибли те, кто поддавался обезору­ живающей идее утешительст-ва. В финале наше внимание вно-вь было зафиксировано на отро-мной, расплывшейся жабе-печке. Нет, это не теплый очаг, не пристанище пос­ ледней -надежды. Д аж е -печь лжива в этом страшном мире. За ней прячутся, подслуши­ вая чужие признания, возле нее готово свер­ шиться убийство. Смех, с которого начался спектакль, потонул да дне жестокой жизни. Театр страстно отстаивал своим спектак­ лем горьковские позиции воинствующего гуманизма. Призыву «терпеть», даж е если жизнь невыносима, этой «религии рабо-в и хозяев», -постановщик противопоставлял идею действенного, активного отношения к жизни. «Надо уважать человека! Не ж а­ леть... не унижать его жалостью! Уважать надо!» В этих словах содержался основной и-дей-ный акцент спектакля. Произносил их Сатин — А. Д орож ка после долгого мучи­ тельного раздумья. Сло-ва рождались как отк-ровение, -как итог событий го-рестных, как противовес сценам унижения человека. Вме­ сте с Сатином радость открытия испытыва­ ли и зрители. Неизменными аплодисмента­ ми встречал зал призыв-угрозу — «Уважать надо!» Кузь-мин решил спектакль по-горьковски «изнутри», лишь кое в чем отда-в дань бы- лы-м увлечениям внешне-постановоч-ными приемами. Собрав актеров для первой беседы по бу­ дущему спектаклю «Горячее сердце» А. Ост­ ровского, -режиссер говорил: — Конечно, жан-р комедии позволяет нам думать о счастливом финале, о победе го­ рячего сердца Параши в борьбе со всеми невзгодами. Но это будет -натяжкой. Нель­ зя разрывать две линии пьесы — сатириче­ скую и лирическую. Перед нами трагиче­ ский балаган крепостной Руси. Порывы к счастью задушены, люди духовно искалече­ ны. Счастливый конец невозможен. Так началась работа над новым спектак­ лем тюзян. Зазвучала разудалая балалайка, и закру­ жилась сцена с домами, домишками и казенными заведениями города Кал-ино-ва. В п-ричудли-вых позах проплывали -перед на­ ми обитатели, а персонаж «от автора», ак­ тер в современной одежде, провозглашал: «На сцене нашего театра будет представле­ на...» Балаган, да и только! Д аж е и зазы ва­ ла есть. А сколько потом будет веселого и злого смеха! Сколько издевательских сцен, высмеивающих Градобоева, Кур-ослепова. их глупость, своекорыстие, отупелость их ник­ чемной жизни. Сколько смешных трюков, остроумных на-ходок! Но только вскоре мы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2