Сибирские огни, 1974, №4
дении отличались духом доброжелательно сти. Легко .работалось в ТЮЗе. А дисциплина и порядок — железные. Ни в одном театре в ту пору не было такого жесткого ритма работы. В день параллельно шло по 3—4 репетиции. Выезд в село, в отдаленный клуб, при условии возвращения домой в час, .в два ночи, формально, конеч но, давал актеру право не приходить на дневную репетицию. Но тюзяне без вызова, невыспавшиеся, бежали поутру на .репети цию. Потому что интересно, потому что жаль пропустить день творчества — поис ков, споров, счастливых минут горения. Кузьмин не покидал театр ни днем, ни вечером. Д аж е от совещаний старался отде латься. Его постоянная собранность, энер гия, готовность в любую минуту вмешаться в жизнь театра в любом месте, где бы его помощь ни потребовалась, цементировала всю деятельность коллектива. Поражало его умение планировать. Приступая к первой репетиции «Пузырьков» А. Хмелика, я знал часы и даты .не только всех последующих репетиций, но и дату сдачи макета, про смотра репетиции коллективом. Через два с половиной месяца после определенного для меня срока, минута в минуту, пошел премьерный занавес. Кузьминская железная дисциплина, тре бовательность к осветителям, радистам, бу тафорам, костюмерам, мебельщикам, рабо чим сцены стала известной далеко за пре делами театра. Сценического работника с кузьминской школой охотно брали в любой коллектив. Приглашенные на сдачу премьеры ответ ственные товарищи, опоздав на 3 минуты, уже не могли пройти в зал. Все двери теат ра закрывались. Вначале многие возмуща- лись этой педантичностью, но вскоре при выкли и, если опаздывали, знали — придет ся смотреть премьеру в другой раз. Вот та кими были взаимоотношения внутри коллек тива и со зрителями у нашего ТЮЗа. Но вот наступает момент, которого со страхом ждут все детские театры вне зави симости от высоты, на которую они подня лись: труппа стареет. Основная часть акте ров достигает той возрастной грани, когда уже нельзя играть главные роли, потому что главные роли в театре для юных — их сверстники. Это очень обидно для актера ■— накоплено мастерство, сил хоть отбавляй, мечтается о большом искусстве, но никто из зрителей уж е не верит в располневшую «шестиклассницу» и в «подростка» с двой ным подбородком. Что остается делать ос новной части труппы? Их беззаветной пре данностью театру дышал и рос коллектив, только (вчера они властвовали умами и серд цами беспокойного тюзовского зрителя — и вот отставка... Переходить во .взрослые театры? Или играть второстепенные для ТЮЗа роли пап и мам? Театр начинает лихорадить. Создается конфликтная ситуация, при которой доста точно малейшего повода, чтобы начался раздор, достаточно искры, чтобы вспыхнуло пламя, способное уничтожить все завоеван ное. В таких случаях иной режиссер мень ше всего способен думать о творчестве, все цело занят постановкой «живого спектак ля» внутри труппы — с конфликтами, дей ствиями и контрдействиями, драматически складывающимися судьбами. Режиссер идет на крайние меры, стучит кулаком о стол, превращается в диктатора, и если погасит пожар на своем театральном корабле, то лишь ценой гибели того, что так бережно выращивал. У В. Кузьмина бывали трудные минуты, бывали тактические просчеты, в отдельные моменты он даж е терял контакт с труппой. Но всегда в его деятельности брали верх чувства партийной принципиальности. При всех осложнениях и неурядицах В. Кузьмин находил в себе силы ответить на них един ственно верным образам — новыми творче скими замыслами. Так, в период самых сложных «подводных течений» он сумел увлечь весь коллектив своим планом «штур ма классики». Началось с «Ромео и Джульетты». Режис серский замысел был своеобразен. Мрачное средневековье с раздорами родов, кровной местью, давящей силой церкви. Как молния, пронизывает гнетущую атмосферу мысль и пылкое чувство юноши Ромео, ироническая усмешка и жизнелюбие Меркуцио. Д а и са ма церковь на поварИу оказывается не столь уж прочной цитаделью мракобесия — ее изнутри разъедает сомнение, подрывает ее устои философская мысль Лоренцо. Про екция в наши дни намечалась у Кузьмина вполне отчетливая — передовая мысль всег да во вражде с ограниченностью, касто востью, «идеями» национальной исключи тельности. Как же реализовал режиссер свой любо пытный замысел? Пролог предвещал мно гое. На фоне огромного, во всю высоту сце ны, черного креста шла процессия монахов в черных рясах и черных клобуках. Шли спокойно, неторопливо, уверенно, и что-то страшное было в этой размеренности их движения. Мерные удары колоколов. Века ми устоявшийся обычай. И вдруг — весе лый смех и стремительный пробег юношей. Среди них Ромео — В. Гарин. С некраси вым, нервным лицом и умными голубыми глазами он то пристально всматривался в лица, словно искал разгадки своих нелегких вопросов, то беззаботно резвился с друзья ми. Любовь к Джульетте не составляла все го существа Ромео. Доверчивый и неуравно вешенный юноша казался одновременно и сыном своего века, и его судьей. Его разду- мия о людях, о жизни порою выглядели провозвестниками гамлетовских дум. Стано вилось совершенно ясно, почему мудрец и жизнелюб Меркуцио (А. Мовчан) именно Ромео избрал своим лучшим другом. Так режиссерский замысел начинал во площаться в плоть характеров и взаимоот ношений. Но только начинал. Далее прои зошло непоправимое. Роли кормилицы, Монтекки и Капулеттв старших, естествен но, попали в руки тюзовских ветеранов, ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2