Сибирские огни, 1974, №4
В. Кузьмин и артист В. Гария справедли во считали, что В. Розов не дает никаких оснований бросать тень на сегодняшнее по коление «строптивых». Володины поиски смысла жизни, человеческого бытия, его стремление к своему, нешаблонно,му понима нию мира и своего места в нем на поверку оказывались сродни тем порывам людей старшего поколения, которые не без осно ваний называют романтическими. Мечта Володи, заветная, бережно вынашиваемая, больше всего боится стандарта, чужда пош лости и готовых рецептов. «Люди изобретают цветное телевидение и магнитофоны, готовы открыть тайну белка и улететь на Луну, но от этого не делают ся ни честнее, ни счастливее». Почему? «Все десять классов нам твердили: «Ах, жизнь прекрасна! Ах, кругом все замеча тельно!» Где все замечательно? Реальность не соответствует вашим школьным учебни кам...» Володю трудно понять окружающим, потому что Володя ершист, неуступчив, не умеет признавать ошибки. Самая трудная для оправдания героя сцена — с путевым обходчиком. Режиссер решает ее смелым противопоставлением, поручив роль Володи ного оппонента одному из самых обаятель ных актеров театра А. Мовчану. Добродушный, открытый обходчик обра щается к Володе с вопросом вопросов того напряженного времени — что слышно в сто лице о войне? Будет или не будет? И каков же ответ гостя из Москвы? «Мне это безраз' лично»... Сказано небрежным тоном, с из девкой над опрашивающим. А тот, бывший фронтовик, вздрогнул, остолбенел, гневом и презрением дышат его слова. Не мог он разгадать истинных побуждений парня, как не разгадали поначалу их и мы, сидящие в зале. Но когда уже мы готовы присоеди нить свои голоса к отповеди, прозвучавшей со сцены, Володя сам все объяснит своей спутнице Симе и нам: «А что он пустые воп росы задает?.. Да скажи мне сейчас, что если я отдам свою жизнь, позволю разре зать себя на сто кусков — и тогда не будет войны, — я окажу: пожалуйста... Звука не пророню... Берите!» И мы вместе'1с Симой поверим Володе—Гарину. Но не потому, что все остальное в нем— «только бравада, фор ма самозащиты слишком ранимой души», как утверждал один критик. Нет, перед на ми не просто «бравада», ио нежелание «сына делового века» предаваться «лириче ским излияниям». Признавая лишь конкрет ную пользу, Володя и его единомышленни ки сознательно отказывались от «промких слов» и доводили себя до сухости и черст вости. В последующих сценах мы видим, как эти черты героя тают, размываются на наших глазах. Свое дело сделала и ж аркая работа горнового, с которой столкнулся Володя, и жар сердец живых, а не приду манных людей, повстречавшихся на его до роге к истине. Прежде чем перейти к последующему этапу режиссерских поисков Кузьмина, бро сим "взгляд на характер взаимоотношений, установившихся к тому времени в тюзов ском коллективе. С приходом в ТЮЗ Кузьмина начался бурный процесс вызревания новых актер ско-режиссерских сил. Никого со стороны! Своими силами и силами наших воспитан ников мы сумеем построить свой театр,— казалось, именно этими лозунгами руковод ствовался коллектив. Всем желающим опро бовать свои силы в режиссуре была предо ставлена эта возможность. К самостоятель ной режиссерской работе привлекались ста рейшины—Д . Бутенко и 3. Булгакова, пред ставители среднего поколения — А. Мовчан, В. Орлов, В. Ямпольский, молодежь — К. Осипова, В. Гарин. Без каких-либо осложнений происходил процесс смены по колений. Г. Аверьянова, Э. Гарина, Т. Ано хина, В. Широнина, М. Акулова, В. Гарин, В. Решетников, А. Иричев, А. Дорожко, вступив в коллектив, сразу же получили широкое поле деятельности, к ним отошли все молодежные и травестийные главные роли. Едва успели они засверкать во всем блеске, как появились новые выпускники театрального училища, подготовленные спе циально для ТЮЗа своими же режиссерами- педагогами: В. Кузьминым, А. Мовчаном, В. Орловым. Так зрители познакомились с Н. Деминой, Г. Мамлеевой, М. Малаховой, В. Бирюковым, С. Петуховым. Последова тельность завидная! Конечно, не все из режиссеров, пробо вавших тогда свои силы, вышли на путь профессионального творчества, не все акте ры заняли ведущее положение, а некоторые по различным причинам впоследствии поки нули театр. Такой процесс отбора неизбе жен. Но принцип преемственности соблю дался неукоснительно. В коллективе сложился клан старейшин. Они собирались для обсуждения главных вопросов направления театра. Их решения проводились в жизнь объединенными уси лиями. Отступников не было. Спросишь: «Как работает над спектаклем Орлов?» Ответ Кузьмина: «Я бы с удовольствием поставил свою подпись под его постанов кой». Опросишь Мовчана: «Интересно вам вдвоем с Кузьминым выпускать спектакли?» Ответ: «Мы с ним одинаково видим пьесы и актеров в них». В такой обстановке младшие попадали в атмосферу единообразных требований ре жиссуры и старших товарищей. Причем всех новичков окружало неизменное дружелю бие. Как-то я был приглашен в ТЮЗ поста вить спектакль. Очень опасался обсуждения на коллективе'одной из генеральных репе тиций. Бывает,, что коллеги из различных нетворческих :побуждений разнесут готовя щийся спектакль, . и ничего уже сделать с ним невозможно;- хрупкое сценическое соз дание, каким часто бывает незавершенная актерская работа, разбито, «е соберешь ос колков. Когда я поделился сомнениями с В. Орловым, он отвечал: «У нас так не бы вает. Знаем, что ругать надо осторожно. А то потом играть противно будет». И дей ствительно — все замечания на том обсуж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2