Сибирские огни, 1974, №4

В. Кузьмин и артист В. Гария справедли­ во считали, что В. Розов не дает никаких оснований бросать тень на сегодняшнее по­ коление «строптивых». Володины поиски смысла жизни, человеческого бытия, его стремление к своему, нешаблонно,му понима­ нию мира и своего места в нем на поверку оказывались сродни тем порывам людей старшего поколения, которые не без осно­ ваний называют романтическими. Мечта Володи, заветная, бережно вынашиваемая, больше всего боится стандарта, чужда пош­ лости и готовых рецептов. «Люди изобретают цветное телевидение и магнитофоны, готовы открыть тайну белка и улететь на Луну, но от этого не делают­ ся ни честнее, ни счастливее». Почему? «Все десять классов нам твердили: «Ах, жизнь прекрасна! Ах, кругом все замеча­ тельно!» Где все замечательно? Реальность не соответствует вашим школьным учебни­ кам...» Володю трудно понять окружающим, потому что Володя ершист, неуступчив, не умеет признавать ошибки. Самая трудная для оправдания героя сцена — с путевым обходчиком. Режиссер решает ее смелым противопоставлением, поручив роль Володи­ ного оппонента одному из самых обаятель­ ных актеров театра А. Мовчану. Добродушный, открытый обходчик обра­ щается к Володе с вопросом вопросов того напряженного времени — что слышно в сто­ лице о войне? Будет или не будет? И каков же ответ гостя из Москвы? «Мне это безраз' лично»... Сказано небрежным тоном, с из­ девкой над опрашивающим. А тот, бывший фронтовик, вздрогнул, остолбенел, гневом и презрением дышат его слова. Не мог он разгадать истинных побуждений парня, как не разгадали поначалу их и мы, сидящие в зале. Но когда уже мы готовы присоеди­ нить свои голоса к отповеди, прозвучавшей со сцены, Володя сам все объяснит своей спутнице Симе и нам: «А что он пустые воп­ росы задает?.. Да скажи мне сейчас, что если я отдам свою жизнь, позволю разре­ зать себя на сто кусков — и тогда не будет войны, — я окажу: пожалуйста... Звука не пророню... Берите!» И мы вместе'1с Симой поверим Володе—Гарину. Но не потому, что все остальное в нем— «только бравада, фор­ ма самозащиты слишком ранимой души», как утверждал один критик. Нет, перед на­ ми не просто «бравада», ио нежелание «сына делового века» предаваться «лириче­ ским излияниям». Признавая лишь конкрет­ ную пользу, Володя и его единомышленни­ ки сознательно отказывались от «промких слов» и доводили себя до сухости и черст­ вости. В последующих сценах мы видим, как эти черты героя тают, размываются на наших глазах. Свое дело сделала и ж аркая работа горнового, с которой столкнулся Володя, и жар сердец живых, а не приду­ манных людей, повстречавшихся на его до­ роге к истине. Прежде чем перейти к последующему этапу режиссерских поисков Кузьмина, бро­ сим "взгляд на характер взаимоотношений, установившихся к тому времени в тюзов­ ском коллективе. С приходом в ТЮЗ Кузьмина начался бурный процесс вызревания новых актер­ ско-режиссерских сил. Никого со стороны! Своими силами и силами наших воспитан­ ников мы сумеем построить свой театр,— казалось, именно этими лозунгами руковод­ ствовался коллектив. Всем желающим опро­ бовать свои силы в режиссуре была предо­ ставлена эта возможность. К самостоятель­ ной режиссерской работе привлекались ста­ рейшины—Д . Бутенко и 3. Булгакова, пред­ ставители среднего поколения — А. Мовчан, В. Орлов, В. Ямпольский, молодежь — К. Осипова, В. Гарин. Без каких-либо осложнений происходил процесс смены по­ колений. Г. Аверьянова, Э. Гарина, Т. Ано­ хина, В. Широнина, М. Акулова, В. Гарин, В. Решетников, А. Иричев, А. Дорожко, вступив в коллектив, сразу же получили широкое поле деятельности, к ним отошли все молодежные и травестийные главные роли. Едва успели они засверкать во всем блеске, как появились новые выпускники театрального училища, подготовленные спе­ циально для ТЮЗа своими же режиссерами- педагогами: В. Кузьминым, А. Мовчаном, В. Орловым. Так зрители познакомились с Н. Деминой, Г. Мамлеевой, М. Малаховой, В. Бирюковым, С. Петуховым. Последова­ тельность завидная! Конечно, не все из режиссеров, пробо­ вавших тогда свои силы, вышли на путь профессионального творчества, не все акте­ ры заняли ведущее положение, а некоторые по различным причинам впоследствии поки­ нули театр. Такой процесс отбора неизбе­ жен. Но принцип преемственности соблю­ дался неукоснительно. В коллективе сложился клан старейшин. Они собирались для обсуждения главных вопросов направления театра. Их решения проводились в жизнь объединенными уси­ лиями. Отступников не было. Спросишь: «Как работает над спектаклем Орлов?» Ответ Кузьмина: «Я бы с удовольствием поставил свою подпись под его постанов­ кой». Опросишь Мовчана: «Интересно вам вдвоем с Кузьминым выпускать спектакли?» Ответ: «Мы с ним одинаково видим пьесы и актеров в них». В такой обстановке младшие попадали в атмосферу единообразных требований ре­ жиссуры и старших товарищей. Причем всех новичков окружало неизменное дружелю ­ бие. Как-то я был приглашен в ТЮЗ поста­ вить спектакль. Очень опасался обсуждения на коллективе'одной из генеральных репе­ тиций. Бывает,, что коллеги из различных нетворческих :побуждений разнесут готовя­ щийся спектакль, . и ничего уже сделать с ним невозможно;- хрупкое сценическое соз­ дание, каким часто бывает незавершенная актерская работа, разбито, «е соберешь ос­ колков. Когда я поделился сомнениями с В. Орловым, он отвечал: «У нас так не бы­ вает. Знаем, что ругать надо осторожно. А то потом играть противно будет». И дей­ ствительно — все замечания на том обсуж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2