Сибирские огни, 1974, №4

системой образов, зримых, звучащих, обра­ зующих пространственную перспективу. Мир сказки. Он до наивности прост и удивительно сложен своей безыскусствен­ ностью. Как просто разрушить поэзию ска­ зочных образов, пережать, сломать, внести ненужную многозначительность или, наобо­ рот, свести все к примитиву. На сказках проверяется режиссер ТЮЗа — без любви и понимания сказочного мира ему нечего делать в детском театре. Кузьмин любит сказку и этой любовью всегда умел заразить своих коллег. А. Гар­ шина, А. Мовчан, Е. Лемешояок, В. 0-рлов, В. Лелеп, В. Эйрих, Д. Бутенко — все они играли в спектаклях Кузьмина волков и лис, апельсинов и помидоров. Играли с удоволь-. ствием, что 'называется, купаясь в ролях, озоруя, весело, изобретательно, уморитель­ но серьезно. На «Приключения Чиполлино» ходил «весь Новосибирск», включая и взрос­ лую часть населения. «Конек-горбунок» удивлял яркой стилизацией под народный лубок. Чиполлино в исполнении Э. Гариной в точном соответствия с замыслом постанов­ щика (В. Кузьмин совместно с В. Орловым был также автором инсценировки) пред­ ставал в образе озорного, веселого мальчу­ гана. Хитроватый и ловкий, преданный и са­ моотверженный в дружбе, он пленял ребят­ ню своей энергией и предприимчивостью. Пробегая по рядам зрительного зала, он задирал зрителей, кого-то высмеивал, за­ давал каверзные вопросы. Он вовсе не пре­ тендовал на роль безупречного мальчика, но с ним всегда было интересно. Стоило по­ явиться вихрастому мальчугану с черными глазками-пуговйцами, с насмешливым и проказливым лицом, как тотчас электриче­ ский ток устанавливал обратную связь: зал — сцена — зал. При всей самобытно­ сти образа горьковатого и едкого, как лу­ ковка, мальчишки в сознании возникали не­ вольные ассоциации то с Гаарошем, то с юным Павкой Корчагиным. Сравнение рож ­ далось само собой, без попыток авторов спектакля нарочито «намекать». Лагерь врагов состоял из обжор и обид­ чиков, несправедливых властителей, кото­ рых всерьез начинали ненавидеть ребята- зрители. Сеньоры Помидор, Апельсин, принц Лимон изображались с издевкой. Апельси­ на, например, с его огромным животом и рыкающим голосом (Е. Лемешошж ), кор­ мили без устали «за папу, за маму» и вли­ вали в горло, с помощью воронки, чуть ли не ведро воды. Прекрасной находкой для спектакля было изображение стражи в ви­ де омерзительных поганок. Серо-пепельные с белыми разводами поганки лихо отпля­ сывали модный в те годы твист и замирали вдруг в позах гестаповских молодчиков. Геометрически четкое деление персона­ жей на друзей и врагов, возможно, вызва­ ло бы ощущение прямолинейности, если бы не возникал образ бессловесного солдата Ли'мошки. В исполнении М. Акуловой этот одуревший от муштры, низведенный до ме­ ханизма солдатик обернулся таким челове­ ческим несчастьем, что к нему, этому за­ битому Лимошке, представителю неправого дела, прихлынули симпатии зрителей. Слож­ ность такого режиссерского решения пона­ чалу казалась чрезмерной для детского театра. Но даж е самые маленькие зрители разобрались в сущности образа — вечно санного солдатика дети жалели и еще боль­ ше не любили тех, кто довел его до такого состояния. До сих шор мы говорили о Кузьмиие-по- становщике. Но он ведь еще и главный ре­ жиссер. А это значит, что в его обязанности входит формирование репертуара, подбор актерских и режиссерских кадров, органи­ зация производственного процесса, установ­ ление внутри коллектива этических прин­ ципов. Сколько слагаемых при определении ре­ пертуара театра? Всех не перечтешь. Тре­ бования времени помножены на возможно­ сти и потребности труппы, а все вместе взятое должно лежать в русле индивидуаль­ ных склонностей исполнителей и режиссу­ ры. Стремясь к спектаклям романтического звучания, к теме героико-возвышенной, театр в эти годы постоянно наталкивался на отсутствие достаточного количества не­ обходимых пьес. Тогда появлялись на свет спектакли «повторного экрана» — «Парень из нашего города»,. «Юность отцов», «Город на заре». Приходилось преодолевать инер­ цию устоявшихся представлений, накопив­ шихся штампов, ритмов иной сценической эпохи. Но главное стремление режиссера при формировании репертуара — ответить на сегодняшние запросы молодежи. А ее за­ просы широки, она смотрит на мир в мас­ штабах вселенной: что есть мироздание, каковы роль и ,место человека в мире и в обществе. Огромность темы породила широ­ кую ее разработку в самых различных ас­ пектах, заставила Кузьмина искать ее раз­ решения или хотя бы постановки вопроса и у современных авторов, и у русских, и у зарубежных классиков. Прежде всего — современные советские авторы. Старый испытанный друг тюзян В. Розов создал киносценарий «А, Б, В...», на основе которого по театрам страны ши­ роко ставился спектакль «В дороге». Пьеса посвящена тому поколению молодежи пос­ левоенных лет, которое под видом иронич­ ных, все отвергающих юнцов изображалось в произведениях, подобных «Звездному .би­ лету» В. Аксенова. В возникшем споре о нигилизме юных фактически решалась проб­ лема всех времен — отцы и дети. В чем особенность поисков дороги жизни у нынеш­ него поколения? Что для них истина? Го­ товы ли молодые принять эстафету отцов? Кое-кто склонен б^ыл отвести героя пье­ сы Володю Федорова к категории «плесе­ ни». В таком случае содержанием пьесы «В дороге» становилось перевоспитание тру­ дом заблудившегося паренька.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2