Сибирские огни, 1974, №4
системой образов, зримых, звучащих, обра зующих пространственную перспективу. Мир сказки. Он до наивности прост и удивительно сложен своей безыскусствен ностью. Как просто разрушить поэзию ска зочных образов, пережать, сломать, внести ненужную многозначительность или, наобо рот, свести все к примитиву. На сказках проверяется режиссер ТЮЗа — без любви и понимания сказочного мира ему нечего делать в детском театре. Кузьмин любит сказку и этой любовью всегда умел заразить своих коллег. А. Гар шина, А. Мовчан, Е. Лемешояок, В. 0-рлов, В. Лелеп, В. Эйрих, Д. Бутенко — все они играли в спектаклях Кузьмина волков и лис, апельсинов и помидоров. Играли с удоволь-. ствием, что 'называется, купаясь в ролях, озоруя, весело, изобретательно, уморитель но серьезно. На «Приключения Чиполлино» ходил «весь Новосибирск», включая и взрос лую часть населения. «Конек-горбунок» удивлял яркой стилизацией под народный лубок. Чиполлино в исполнении Э. Гариной в точном соответствия с замыслом постанов щика (В. Кузьмин совместно с В. Орловым был также автором инсценировки) пред ставал в образе озорного, веселого мальчу гана. Хитроватый и ловкий, преданный и са моотверженный в дружбе, он пленял ребят ню своей энергией и предприимчивостью. Пробегая по рядам зрительного зала, он задирал зрителей, кого-то высмеивал, за давал каверзные вопросы. Он вовсе не пре тендовал на роль безупречного мальчика, но с ним всегда было интересно. Стоило по явиться вихрастому мальчугану с черными глазками-пуговйцами, с насмешливым и проказливым лицом, как тотчас электриче ский ток устанавливал обратную связь: зал — сцена — зал. При всей самобытно сти образа горьковатого и едкого, как лу ковка, мальчишки в сознании возникали не вольные ассоциации то с Гаарошем, то с юным Павкой Корчагиным. Сравнение рож далось само собой, без попыток авторов спектакля нарочито «намекать». Лагерь врагов состоял из обжор и обид чиков, несправедливых властителей, кото рых всерьез начинали ненавидеть ребята- зрители. Сеньоры Помидор, Апельсин, принц Лимон изображались с издевкой. Апельси на, например, с его огромным животом и рыкающим голосом (Е. Лемешошж ), кор мили без устали «за папу, за маму» и вли вали в горло, с помощью воронки, чуть ли не ведро воды. Прекрасной находкой для спектакля было изображение стражи в ви де омерзительных поганок. Серо-пепельные с белыми разводами поганки лихо отпля сывали модный в те годы твист и замирали вдруг в позах гестаповских молодчиков. Геометрически четкое деление персона жей на друзей и врагов, возможно, вызва ло бы ощущение прямолинейности, если бы не возникал образ бессловесного солдата Ли'мошки. В исполнении М. Акуловой этот одуревший от муштры, низведенный до ме ханизма солдатик обернулся таким челове ческим несчастьем, что к нему, этому за битому Лимошке, представителю неправого дела, прихлынули симпатии зрителей. Слож ность такого режиссерского решения пона чалу казалась чрезмерной для детского театра. Но даж е самые маленькие зрители разобрались в сущности образа — вечно санного солдатика дети жалели и еще боль ше не любили тех, кто довел его до такого состояния. До сих шор мы говорили о Кузьмиие-по- становщике. Но он ведь еще и главный ре жиссер. А это значит, что в его обязанности входит формирование репертуара, подбор актерских и режиссерских кадров, органи зация производственного процесса, установ ление внутри коллектива этических прин ципов. Сколько слагаемых при определении ре пертуара театра? Всех не перечтешь. Тре бования времени помножены на возможно сти и потребности труппы, а все вместе взятое должно лежать в русле индивидуаль ных склонностей исполнителей и режиссу ры. Стремясь к спектаклям романтического звучания, к теме героико-возвышенной, театр в эти годы постоянно наталкивался на отсутствие достаточного количества не обходимых пьес. Тогда появлялись на свет спектакли «повторного экрана» — «Парень из нашего города»,. «Юность отцов», «Город на заре». Приходилось преодолевать инер цию устоявшихся представлений, накопив шихся штампов, ритмов иной сценической эпохи. Но главное стремление режиссера при формировании репертуара — ответить на сегодняшние запросы молодежи. А ее за просы широки, она смотрит на мир в мас штабах вселенной: что есть мироздание, каковы роль и ,место человека в мире и в обществе. Огромность темы породила широ кую ее разработку в самых различных ас пектах, заставила Кузьмина искать ее раз решения или хотя бы постановки вопроса и у современных авторов, и у русских, и у зарубежных классиков. Прежде всего — современные советские авторы. Старый испытанный друг тюзян В. Розов создал киносценарий «А, Б, В...», на основе которого по театрам страны ши роко ставился спектакль «В дороге». Пьеса посвящена тому поколению молодежи пос левоенных лет, которое под видом иронич ных, все отвергающих юнцов изображалось в произведениях, подобных «Звездному .би лету» В. Аксенова. В возникшем споре о нигилизме юных фактически решалась проб лема всех времен — отцы и дети. В чем особенность поисков дороги жизни у нынеш него поколения? Что для них истина? Го товы ли молодые принять эстафету отцов? Кое-кто склонен б^ыл отвести героя пье сы Володю Федорова к категории «плесе ни». В таком случае содержанием пьесы «В дороге» становилось перевоспитание тру дом заблудившегося паренька.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2