Сибирские огни, 1974, №4
исполнительницы центральной роли... И вдруг — затишье. И ни один театр страны даж е не подумал включить в свой реперту ар эту нашумевшую пьесу. Что за стран ная история? И впрямь,— театральная за гадка. Две новосибирские журналистки, тонко чувствующие искусство, попытались разга д ать секрет, но так и не разгадали его. М. Рубина писала: «В прологе пьесы в день свадьбы своего избранника юная Алка стра стно клянется, что никому ме отдаст любимо го, а в финале сама добровольно отказыва ется от него. Что же произошло между эти ми столь полярными решениями, что опреде лило финал? Очевидно, об этом и должна быть пьеса». Вроде бы, логика рассуждений критика безупречна. Если согласиться с М. Рубиной, то правильнее было бы назвать спектакль «Алкила любовь». Очень похоже писала и 3. Ибрагимова: «Драматизм сюжета пыесы «Алкины песня», как бы это забавно ни показалось, может быть определен словами достаточно популяр ной песни: «Парней так много холостых...» Впрочем, оба рецензента отмечают поэтич ность произведения, говорят о «языке поэ зии», об «эмоциональной четкости песни», лежащ ей в основе яркого восприятия спек такля. Содержание пьесы А. Иванова не исчер пывается традиционным «треугольником», и вовсе не о мужестве людей, «подавивших в себе запретную любовь», идет здесь рас сказ. Поэтому и напрасны упреки в том, что рассказ и пьеса не показывают «той му чительной внутренней борьбы, того конфлик та между чувствам и совестью, какие, на пример, в сходной ситуации выпали на до лю Нюры из драмы Розова «В день свадь бы». Все дело в том, что Алка и не думала «заманивать» любимого призывными своими песнями, и отказалась от него вовсе не по тому, что «обстоятельства сильней ее». Все это не так, совсем не так. Не об этом пьеса, не об этом спектакль Кузьмина. Совершенно прав был постановщик, на звав созданное им произведение «поэмой- песней». Прае, начиная с пролога, когда ря дом с вырванной из тьмы стройной берез кой перед зрителями оказывалась стройная тоненькая девушка с покатыми плечами, нежной девичьей шеей и большой русой ко сой. .Она вся от песни, от порывистого, з а хватившего все ее существо чувства. Л ьет ся широкая мелодия, звенит далекий деви чий хор, и долго-долго молчит девушка. А потом она запела. Голос Алки — Г. Аверья новой—-удивительный... Немного напряжен ный, по-русски открытый звук... Тонкий и нежный, этот голос полон непередаваемого обаяния. Никто так спеть после Г. Аверья новой не смог. Д аж е в оперном варианте, при всем совершенстве вокала, пение не пе редавало этого великого ч у д а— когда пес ня рвется из самого сердца. Таким был зачин. А потам зритель погру жался в атмосферу шумной деревенской свадьбы, с балагурами, ерничаньем. Земная, грубоватая свадьба. Среди ее круговерти — нелепая статичная фигурка. Не узнать в уг ловатой девчонке в пиджаке с чужого пле ча Алку из пролога. И даж е когда произне сет она свои слава-клятву — «мой Сережка, никам-у не отдам!» — д аж е и тогда выгля дит она только забавно, нелепо и наивно. Но жизнь переплела судьбы героев. Поет ставшая взрослой Алка свои звонкие, прон зительные песни. Ах, как хорошо написал их А. Новиков! М ож ет, весной, м ож ет, осенью зв о н ко й . К о гд а по л ы хаю т 'березки в огне, Ко мне, молодой и беспечной девчонке, Л ю бовь п р иш л а к о мне. В здрагивает жена Сергея Люба, бледне ет ан сам, сердито сопит трубкой дед Мак сим. Несчастье бродит вокруг семьи, соз данной под заклятье Алки. Где, когда вы училась эта простая девчонка своему стра стному колдовскому искусству? Или толь ко любовь делает ее песни завораживающи ми? В пьесе и в спектакле на этот вопрос дается вполне определенный ответ: несчаст ная любовь родила в душе высоко одарен ной девушки ее горе-страдание — песню, и нет уже горя, хотя и расстается Алка с любимым, как нет уже больше и самой разлуки — образ любимого навсегда оста ется с нею. Потому и счастлива Алка тем высочайшим счастьем творца, который, му чаясь, скорбя, разрывая собственное серд це, создает для людей прекрасное. Алка из пароды этих высокоодаренных натур. Она проиграла свое семейное счастье. Но выиг рала большое счастье художника — нести радость людям. Вот такую непростую историю поведал нам автор и не разумом, а сердцем понял и воссоздал ее для сценической жизни ре жиссер. За внешней традиционностью лю бовного «треугольника» перед зрителями раскрылась вдохновенная поэма жизни ху дожника, история рождения прекрасного и великого дара творить. Заканчивался спектакль о «несчастной любви» великолепной темой ликования. Просветленная, познавшая радость творче ства, Алка вместе с хором вторящих ей го лосов славила жизнь, любовь, счастье: Я м о гу об нять сл у ч а й н о го п р о хо ж е го . Я м о гу , к о м у захочеш ь, ра сска за ть. Ч то лю бовь моя вот с этой песней с хо ж а я. И ее, к а к пе сню , не ун я ть! Любовь-страдание перешла в любовь- творение; затаенная, прячущаяся ото всех, она стала яркой, открытой, неуемной. По ловодьем чувств захлестнуло весь спектакль. Здесь и шумный Митя с его зычным, на (все село и на все перелески, возгласом: «Лю- ю-ди, я люблю Вар-ва-ру!» Здесь и мучи тельная, неразделенная любовь Васи, лю бовь навсегда, на всю жизнь. Вот в этом круговороте чувств и родилась песня Алки. Спектакль стал для Кузьмина тем счаст ливым единением театра психологического с театром яркой формы, о котором мечта лось. Несмотря на (все частные просчеты пьесы и спектакля, в главном, в решающем была одержана важная победа — глуби на разработки центральных характеров со четалась в гармоническом единстве со всей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2