Сибирские огни, 1974, №4
Кузьмин безжалостно отсекает все, что хоть в какой-то степени может приглушить «огонь идейности». Вероятно, это вызовет улыбку, но ведь действительный факт, что режиссер, желая отрезать себе пути к от ступлению, отдал распоряжение осветителям выбросить все светофильтры, которыми он так широко пользовался прежде, создавая целые калейдоскопы веселых цветовых укра шений. Теперь один девиз — суше, жестче. Но это не означало у Кузьмина сухова тости. Ограничению подвергались только элементы, способные отвлечь зрителя от главного. В спектакле «/Именем революции» все было подчинено раскрытию эволюции двух юных героев — Петьки и Васьки. Хрупкий и неуклюжий в своем не по росту пиджаке, Петька (/Г. Аверьянова) и его старший брат Васька, чернявый, быстро глазый «шкет»— двое сирот, проходят су ровую школу жизни. Жестокость, озлобле ние, лживые посулы, голод — вот что ок ружало до сих пор ребят, их неприкаянное детство. Решающими для их судеб стано вятся встречи с Лениным и Дзержинским. Мы видим, как при встрече с теплотой и душевностью оттаивают ребячьи сердца. Ребята понимают, что у Революции есть и враги. За друзей, за правду готовы отныне сражаться мальчишки, и мы верим до кон ца происшедшей с ними перемене. Не было для режиссера более важной задачи, чем раскрыть сам процесс «излияния души че ловеческой». Вспоминаю, что на приеме спектакля много споров вызвала финальная сцена. Раздавались голоса, что высоко поднятая площадка, на которой строилось действие в ленинском кабинете, как бы отделяет Л е нина от людей. Но эта сцена, поднятая над повседневностью с помощью зрительного образа, точно соответствовала смыслу рас сказанной нам истории. Петька и Васька уснули, угомонившись, в ленинских креслах на фоне карты Родины. Ленин и Дзержин ский на цыпочках входят в кабинет, чтобы не спугнуть сон ребят. Подняв бытовую сцену до символа, режиссер все; действие строил как устремленность к чистоте и вы соте человеческих отношений. Упрекнули как-то А. Мовчана, исполни теля роли Ленина, за некоторую сухова тость, кто-то считал, что артисту не хва тает душевного обаяния: «С ребятами он должен быть поласковей». Постановщик на это отвечал: «Мы не хо тим показывать Ленина этаким добреньким дяденькой, потому что он никогда им не был. Его душевная доброта и щедрость никогда не переходили в сусальную размагничен ность. Нет, не гладить по головкам всех этих Петек и Васек должен актер, испол няющий роль Ильича, но через их судьбы думать, заботиться о детях всего мира». На протяжении всего тюзовского периода в творчестве Кузьмина боролись две тен денции. Случалось, что стремление при украсить слабый драматургический матери ал вызывало чрезвычайную заботу о внеш них выразительных средствах. Вдруг под черкнутую театральность сменяла психбло- гичность при нарочито скупой внешней выразительности. Но в лучших спектаклях глубокое содержание отливалось в закон ченные, чеканные формы. Чем объяснить обращение В. Кузьмина к инсценировке чрезвычайно слабого, пря молинейного романа А. Андреева «Рассу дите нас, люди»? Не только всегдашней не хваткой сбвременных пьес. Хотелось дис куссии, споров юных о жизни, хотелось действенно вмешаться в жизнь. Но что мог ла дать тема спектакля, которая заключа лась в такой альтернативе: что лучше — терпеть лишения из принципа «с милым рай и в шалаше», или жить под теплым кры лышком обеспеченных родителей? Наду- маная, не стоящая внимания «проблема» не могла стать основой для серьезного разговора. На спасение спектакля Кузьмин мобили зовал всю свою фантазию, украсил дей ствие множеством ярких придумок, придал стремительный рит/м. Сцены в рабочем об щежитии были решены сочно, с лукавым юмором, сцена в генеральском доме—наро чито сухо, в иронической интонации. Герои поочередно выходили на авансцену и об ращались непосредственно в зрительный зал со своими «жгучими» вопросами. Но ничего не получилось, все усилия оказа лись напрасными. Убогая мысль не взвол новала зрительный зал, да и актеры оста лись холодны. «Сегодня я ни за что не взялся бы за эту пьесу»,— честно признал ся Кузьмин по прошествии времени. Но вот пример иного свойства. Речь вновь пойдет о драматургическом материа ле, далеком от совершенства. Этот спек такль критики окрестили «театральной за гадкой» и до сих пор с недоумением вспо минают его судьбу. Автор широко известных романов «Пови тель», «Тени исчезают в полдень», «Веч ный зов», А. Иванов начинал свою писатель скую стезю скромным рассказом «Алкины песни». Инсценированный для радио этот рассказ неожиданно получил самый востор женный отклик — по просьбам радиослуша телей его бессчетное число раз передавали по Новосибирскому и Московскому радио. Затем автор написал киносценарий, кото рый не был принят киностудией, и на этом, казалось, драматургическая судьба расска за закончилась. Но вскоре писатель делает еще одну попытку драматизации — пишет двухактную пьесу, включая в нее, как ос нову, рассказ и добавляя кое-что из кино сценария. Вновь неудача — пьесу прочли в коллективе «Красного факела» и дружно- отвергли. Тоща-то и заинтересовался «Ал- киными песнями» В. Кузьмин. После не большой доработки он ставит спектакль, и его успех превосходит все ожидания. По пять-семь раз ходят зрители на спектакль, каждое представление заканчивается ова циями. «Пой свои песни, Алка!» — под та ким заголовком появляется хвалебная ре цензия. По мотивам пьесы композитор Г. Иванов пишет оперу, потом снимается те левизионный фильм-спектакль. Тюзовские «Алкины песни» идут несколько сезонов, подряд при аншлагах, сменяют друг друга
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2