Сибирские огни, 1974, №4

Искусство Л. Баландин ИСКАТЬ НЕПОВТОРИМОЕ Вот уже более десяти лет театральная жизнь Новосибирска со всеми своими до­ стижениями, поисками и своеобразием не­ раздельно связана с именем Владимира Кузьмина. Это бесспорный факт. Тем более удивительно, что режиссер, сумевший по­ нять сегодняшние запросы зрителей и творчески ответить на них, до сих пор не раскрыт в работах критиков как индиви­ дуальность. А ведь за плечами десятки по­ ставленных спектаклей в ТЮЗе, в Област­ ном театре драмы, в оперетте, на телевиде­ нии и, наконец, в «Красном факеле». Рецен­ зий об этих работах появилось немало. Есть и журнальные статьи, и даже опыт аналитического исследования жизни ТЮЗа за десятилетие в книге М. Рубиной «Акте­ ры и роли» (Новосибирск, 1968). Но поче­ му-то критики (автор этих строк не делает исключения и для себя) привычно сводят режиссерскую индивидуальность В. Кузь­ мина к определению: «Он хорошо чувству­ ет форму, умеет сделать спектакль ярким театральным зрелищем». Как будто бы это­ го достаточно, чтобы многие годы вызы­ вать неизменный интерес зрителей! Владимир Кузьмин пришел в ТЮЗ его руководителем в те времена, когда «Крас­ ный факел» покидала прославленная В. Редлих, когда могущественный сосед, оставшись без большинства своих кори­ феев, переживал сложный период поиска новых путей. Тюзяне под руководством В. Кузьмина совершили чудо — стали главным театром города, привлекли на свою сторону не только детвору и юноше­ ство, -но и вполне солидного зрителя. Произошло все это в конце 50-х — на­ чале 60-х годов, в эпоху, нам достопамят­ ную. Только что отгремела эпопея целины. Комсомольцы-целинники прикрепляли к своим ватным телогрейкам медали с изум­ рудно-зеленой ленточкой. Их товарищи по новому комсомольскому призыву отправля­ лись на строительство величайших гидро- энергосистем. Вдруг в космосе зазвенели позывные первого в мире спутника Земли. В заданный квадрат Тихого океана попала межконтинентальная ракета, выпущенная за десятки тысяч километров. Не успела планета ахнуть, как Юрий Гагарин, взвив­ шись на сказочном корабле в черное небо, первым из землян увидел голубой прекрас­ ный шар из безбрежной дали. И долго еще передавался из уст ,в уста его восхищенный возглас из космической кабины: «Красота- то какая!» Этот возглас посланца техниче­ ского века стал великолепным аргументом в развернувшихся было дебатах между фи- зика’ми и лириками, примиряя спорящие стороны. Неудержимое стремление к техни­ ческому творчеству в сочетании со все утон­ чающимся восприятием прекрасного в ис­ кусстве стало знамением времени. По-новому остро решались проблемы взаимоотношений человека и общества, лич­ ной ответственности за все происходящее в мире. Советский идеал гражданственности наполнился новым современным содер­ жанием. Вот в это время и начался новый этап в жизни новосибирского ТЮЗа. С чем он связан непосредственно? Права М. Рубина, отметив, что к этому времени свое слово сказали актеры-выпускники Ленинградско­ го театрального института, других театраль­ ных вузов страны А. Гаршина, А. Мовчан, В. Орлов, Е. Лемешонок, В. Лелеп, чье ок­ репшее дарование послужило основой для неожиданного взлета театра. Права и в ус­ тановлении даты нового этана — времени постановки открыто-публицистической пьесы М. Соболя «Товарищи романтики». Но В. Ку­ зьмин к этому спектаклю касательства не имел. «Романтиков» поставил ленинград­ ский режиссер Р. Суслович, поставил брос­ ко, динамично, перешагивая в буквальном смысле слова через рампу в зрительный зал. На сцену ворвались песня и лозунг, откро­ венный плакат и приемы киномонтажа: «на­ плывы», внезапное «укрупнение плана» и т. п. Но при чем же тут Кузьмин? По мне­ нию М. Рубиной, все дело в том, что, при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2