Сибирские огни, 1974, №4
Искусство Л. Баландин ИСКАТЬ НЕПОВТОРИМОЕ Вот уже более десяти лет театральная жизнь Новосибирска со всеми своими до стижениями, поисками и своеобразием не раздельно связана с именем Владимира Кузьмина. Это бесспорный факт. Тем более удивительно, что режиссер, сумевший по нять сегодняшние запросы зрителей и творчески ответить на них, до сих пор не раскрыт в работах критиков как индиви дуальность. А ведь за плечами десятки по ставленных спектаклей в ТЮЗе, в Област ном театре драмы, в оперетте, на телевиде нии и, наконец, в «Красном факеле». Рецен зий об этих работах появилось немало. Есть и журнальные статьи, и даже опыт аналитического исследования жизни ТЮЗа за десятилетие в книге М. Рубиной «Акте ры и роли» (Новосибирск, 1968). Но поче му-то критики (автор этих строк не делает исключения и для себя) привычно сводят режиссерскую индивидуальность В. Кузь мина к определению: «Он хорошо чувству ет форму, умеет сделать спектакль ярким театральным зрелищем». Как будто бы это го достаточно, чтобы многие годы вызы вать неизменный интерес зрителей! Владимир Кузьмин пришел в ТЮЗ его руководителем в те времена, когда «Крас ный факел» покидала прославленная В. Редлих, когда могущественный сосед, оставшись без большинства своих кори феев, переживал сложный период поиска новых путей. Тюзяне под руководством В. Кузьмина совершили чудо — стали главным театром города, привлекли на свою сторону не только детвору и юноше ство, -но и вполне солидного зрителя. Произошло все это в конце 50-х — на чале 60-х годов, в эпоху, нам достопамят ную. Только что отгремела эпопея целины. Комсомольцы-целинники прикрепляли к своим ватным телогрейкам медали с изум рудно-зеленой ленточкой. Их товарищи по новому комсомольскому призыву отправля лись на строительство величайших гидро- энергосистем. Вдруг в космосе зазвенели позывные первого в мире спутника Земли. В заданный квадрат Тихого океана попала межконтинентальная ракета, выпущенная за десятки тысяч километров. Не успела планета ахнуть, как Юрий Гагарин, взвив шись на сказочном корабле в черное небо, первым из землян увидел голубой прекрас ный шар из безбрежной дали. И долго еще передавался из уст ,в уста его восхищенный возглас из космической кабины: «Красота- то какая!» Этот возглас посланца техниче ского века стал великолепным аргументом в развернувшихся было дебатах между фи- зика’ми и лириками, примиряя спорящие стороны. Неудержимое стремление к техни ческому творчеству в сочетании со все утон чающимся восприятием прекрасного в ис кусстве стало знамением времени. По-новому остро решались проблемы взаимоотношений человека и общества, лич ной ответственности за все происходящее в мире. Советский идеал гражданственности наполнился новым современным содер жанием. Вот в это время и начался новый этап в жизни новосибирского ТЮЗа. С чем он связан непосредственно? Права М. Рубина, отметив, что к этому времени свое слово сказали актеры-выпускники Ленинградско го театрального института, других театраль ных вузов страны А. Гаршина, А. Мовчан, В. Орлов, Е. Лемешонок, В. Лелеп, чье ок репшее дарование послужило основой для неожиданного взлета театра. Права и в ус тановлении даты нового этана — времени постановки открыто-публицистической пьесы М. Соболя «Товарищи романтики». Но В. Ку зьмин к этому спектаклю касательства не имел. «Романтиков» поставил ленинград ский режиссер Р. Суслович, поставил брос ко, динамично, перешагивая в буквальном смысле слова через рампу в зрительный зал. На сцену ворвались песня и лозунг, откро венный плакат и приемы киномонтажа: «на плывы», внезапное «укрупнение плана» и т. п. Но при чем же тут Кузьмин? По мне нию М. Рубиной, все дело в том, что, при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2