Сибирские огни, 1974, №4
ния информационные, организационные ,и оперативные, коллективная деятельность, идеальная система и реальные возможно сти. Именно в этой главе просто, эффек тивно и убедительно раскрыты основные виды организационных структур (линей ной, кольцевой, сотовой, многосвязной, «колесо», иерархической, звездной) и их роль в воинском успехе. Именно в этой главе сделана интересная попытка алгоритмиза ции творчества в военном деле, воинского искусства. Но именно к этой интересной главе и больше всего претензий. В ряду с другими книгами по алгоритмам творчества сразу видно, что перечень мето дических систем решения, классификация решений не полны, не совершенны, а в не которых отношениях просто ошибочны. Опо ра на очень узкую работу американца М. Д . Месаровича (1965), стоящую в сто роне от генеральных путей изучения «прик ладного» творчества, только усугубляет не достатки авторских построений. Неверно изложены особенности оптимальных форм коллективного поиска идей (мозгового штурма). При всей «солдатской» прямоте и простоте общей направленности книги, весьма туманно и не к месту дипломатич но-обтекаемо обсуждается вопрос о тесто вой оценке интеллектуальных способностей людей. Не ясна экспертная оценка весовых коэффициентов источников информации и условий наблюдения. Серьезные методы квалиметрии здесь игнорируются, простота изложения переходит в иллюзию простоты, становится иллюзорным вульгаризаторст вом. Историческая отдаленность, абстракт ность, а иногда попросту неубедительность эффектных внешне примеров стушевывают живую заинтересованность авторов в проб леме. В целом же — вместо претенциозного подзаголовка книги «Принятие решений и автоматизация» был бы вернее подзаголо вок «Принятие решений и предпосылки к автоматизации». В древности считали, что тайна созда- »ия изобретений доступна только богам. Бо ги, в представлениях древних, создали аст рономические приборы, пиво, вино, плуг, хлеб. Многое изменилось в мире, но до сих пор в представлении людей лишь «божьи искры» таланта освещают пути-дороги твор чества в науке, технике, искусстве. Позна ние природы этой «божьей искры», овладе ние законами ее зарождения, жизнеутверж- дения и развития придаст человечеству си лы, сравнимые с энергией, которая дрем лет в недрах атомов, солнца, звезд. И мо жет быть, познанная единая природа твор чества сделает возможным осуществление древней интуитивной мечты человечества о естественном слиянии рационального и ир рационального начала в человеке. — Помните,— Часто напоминал своим ученикам, музыкантам-исполнителям, про фессор Нейгауз,— помните, что слово «тех ника» происходит от греческого слова «технэ» — «искусство». — Наука и искусство,— писал Лев ^ Тол стой,— так же связаны между собой, как легкие и сердце, так что если орган извра щен, то другой не может правильно дейст вовать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2