Сибирские огни, 1974, №4

пытка наметить психолого-педагогические пути построения учебных задач, приближа­ ющихся к задачам изобретательского типа. Книга рассчитана прежде всего на пре­ подавателей высшей и средней школ, и по­ этому не случайно один из разделов посвя­ щен психологическому обоснованию учеб­ ных задач по предметам политехнического цикла. Уделено внимание принципам постро­ ения и решения задач со скрытым составом исходных данных и требований, так как именно этот тип задач ближе всего отно­ сится к категории творческих. Очень инте­ ресна попытка переформулировки извест­ ной историкам науки и техники статьи Ф. Энгельса «История винтовки» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, т. 15, стр. 201—234); с точки зрения методов изоб­ ретательства, можно считать, что нащупан еще один инструмент эволюционного ана­ лиза, который будет в дальнейшем совер­ шенствоваться и развиваться. Хотя Г. Буш и Г. Альтшуллер (а следовательно, и А. Ф. Эсаулов) базируются на разном подходе к методике изобретательства и иллюстриру­ ют свои построения характерно:разным массивом изобретений, но и книге А. Эсау- лова присуща та же «избыточность недос­ таточности» методов. Неопределенность классификационных предпосылок делает сомнительными некоторые результаты пси­ хологического анализа, а следовательно, и рекомендации. Подход и концепции автора претерпят значительные изменения, если ввести в оби­ ход методики изобретательства понятие технической системы; под этим термином понимаются машины в целом, а также при­ боры, аппараты, механизмы, приспособле­ ния и т. д., их отдельные части и детали. Одна и та же конструкция в зависимости от целей проектировщика может рассмат­ риваться и как система в целом, и как мно­ жество систем, связанных различными от­ ношениями. Система может быть сужена до отдельной детали конструкции и расшире­ на так, что любой компонент среды, ранее внешней по отношению к системе, стано­ вится ее элементом. Поэтому одна и та же конструкция как источник множества сис­ тем может иллюстрировать одновременно самые различные приемы, методы, принци­ пы разрешения технических противоречий. Решение задачи строится на последователь­ ном переборе методов, прилагаемых к ряду расширяющихся, сужающихся и сдвигаю­ щихся родственных систем. Введение поня­ тия системы резко просветляет написанную А. Эсауловым психологическую картину ре­ шения задач и требует критического пере­ смотра материала по крайней мере трех из пяти глав книги, а также важного заклю­ чения к ней. В работе А. И. Половинкина, имеющего опыт разработки программ решения конст­ рукторско-изобретательских задач на ЭВМ, описываются общие принципы формализа­ ции постановки изобретательских задач и поиска их решений. Формализация техни­ ческого творчества осуществляется путем расчленения изобретательского процесса на элементы и конструирования системы пред­ писаний, иначе говоря — эвристических ал­ горитмов, раскрывающих логику творческо­ го мышления. Если оставить в стороне за­ мечания по оценке весомости и выделению наиболее эффективных эвристических прие­ мов, можно утверждать, что в целом пуб­ ликация А. Половинкина носит принципи­ альный, новаторский характер и, по сути дела, очерчивает край методики изобрета­ тельства. Не изобретатель-индивидуалист, не изобретатель-ремесленник, не изобрета­ тель, мающийся в одиночку и в меру своей ограниченной информированности, но изоб­ ретатель в симбиозе с ЭВМ, подключенной к патентному фонду отрасли, ^науки, чело­ вечества, — вот перспективнейшая фигура изобретательства и дизайна завтрашнего дня. «Особый вопрос — о творчестве. Этот вопрос обсуждался и обсуждается. Изобре­ тение часов, радио и дифференциального ис­ числения было актами высочайшего творче­ ства, крупнейшими достижениями челове­ ческого гения. В настоящее время часы производят на конвейере, радиоприемники мастерят школьники, а дифференциальным исчислением пользуется огромное количе­ ство людей. Результат творчества после его освоения превращается в технологию, воен­ ное творчество не составляет исключения». Не правда ли — хорошо сказано? А таких ярких, вдохновенно написанных страниц в книге В. В. Дружинина и Д. С. Конторова, предлагаемой советскому офицерству, не одна и не две. У нас как-то устоялось представление о методической военной кни­ ге — уставная сухость изложения, цитатни­ чество, косноязычие, длинные «общие места», авторитарность высказываний,'кон­ серватизм. И вообще — давно ли у нас из­ давались книги по узким проблемам воен­ ного дела с апробированными ссылками не только на классиков? Давно, очень давно. А тут буквально интеллектуальное «пир­ шество» — удивительно к месту оказывают ся мысли композитора П. И. Чайковского, философа Р. Декаота, баснописца _ Эзопа, физиолога И. П. Павлова, писателен Jl. Н. Толстого и Н. В. Гоголя, лингвиста Ферди­ нанда де Соссюра, индийского йога Иамар Чарака. Ну. как, например, не взяться за изучение параграфа, который начинается та­ кими словами: «Вдохновение способно выз­ вать необычайный взлет мысли. «И тут в мой разум грянул блеск с высот, неся свер­ шенье всех его усилий» (Данте, «Раи», песнь XXXIII)». Написанная хорошим, сочным языком, книга по содержанию логично разделена на три части; «Метод», «Аппарат», «Техника». Если последние две части («Аппарат» и «Техника») представляют собой просто хоро­ шее изложение идей, известных из литера­ туры по АСУ, теории операций и вычисли­ тельной техники с привязкой к военному делу, то первая часть «Методы» представ­ ляет интерес своим междисциплинарным, межотраслевым характером — на ней сле­ дует остановиться особо. По объему она занимает чуть ли не 2/3 книги и включает следующие интересные разделы: модель мышления, классификация решений, реше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2