Сибирские огни, 1974, №4
ляющие бреймсторминга: инверсия (анализ «изнутри»), аналогия, эмпатия (отождест вление себя с конструкцией, деталью ), фан тазия, систематическое исследование новых комбинаций. От индивидуального бреймсторминга (с записью на магнитофонную ленту) вско ре перешли к более эффективному брейм- стормингу — групповому. Оказалось, что бреймсторминг не следует начинать с ну ля, гораздо выгодней заготовить исходный набор известных идей. Процесс коллектив ного генерирования идей требовал, учиты вая время на предварительную подготовку, нескольких сот человеко-дней (участвовало от 5—7 до 10—12 человек) и получил наз вание группового мыслетворчества. Психо логами были разработаны специальные ме тодики и рекомендации по рациональному руководству семинарами мыслетворчества. Теория или методика изобретательства — не случайная находка, а закономерный этап в развитии науки и техники. Положили на чало теории изобретательства работы Рос- мана (1931 г., США), П. Якобсона (1934 г., СССР). Наилучших результатов добилась в самое недавнее время группа отечествен ных исследователей-изобретателей, среди которых в первую очередь следует назвать Г. С. Альтшуллера и Г. Я. Буша. Трудно было отказаться от метода «а если...», от случайного перебора множества вариантов. Оказалось, что изобретатели не менее чем в 70% случаев ищут решение, перебирая без определенной системы различные вариан ты; но еще оказалось, что по меньшей ме ре 2/3 изобретательских задач связаны с одними и теми же противоречиями, кото рые были названы типовыми противоречия ми. Устранение типовых противоречий ока залось возможным производить типовыми приемами. На основе упорядоченного спис ка наиболее эффективных приемов была по строена рациональная система решения изобретательских задач, которая приводила не просто к идее решения, но именно к силь ной идее. В этом смысл всякой теории. Успешная разработка методики изобрета тельства позволила у нас в стране и за ру бежом перейти к обучению основам изобре тательства, к созданию курсов инженерного творчества. Известная американская фирма «Дженерал Электрик», организующая кур сы стимулирования инженерного творчест ва в продолжение более чем 20 лет, высту пила со следующим официальным заключе нием: «Специалисты, окончившие курсы ин женерного творчества, дают примерно в 3 раза больше новых разработок и патентов по сравнению с теми, кто не проходил тако го обучения». Представитель другой круп ной американской фирмы считает, что про ведение 12 семинаров по курсу, инженерно го творческого мышления увеличило количе ство выдвигаемых идей на 79%. В нашей стране количество изобретений, сделанных с помощью методики изобретательства, по далеко не полным данным превысило две тысячи и продолжает быстро расти. Этому способствует создание исследовательских и учебных центров по методике изобретатель ства в Баку, Риге, Челябинске, Свердловске, Москве, Ленинграде, Йошкар-Оле, Новоси бирске. Если речь заходит о прошлом, настоя щем и будущем теории изобретательства, то с полной убежденностью можно утверж дать, что ни у нас в стране, ни за рубе жом нет книги более полной, более строгой в изложении и более, систематичной, чем монография Г. Я. Буша (из нее, кстати, взяты многие факты, на которые опирается эта статья). Но это не значит, что книга ли шена недостатков. Из 130 сформулирован ных автором практических методов (эврис тик) технического творчества добрая треть не может быть причислена собственно к ме тодам. Возьмем для примера группу мето дов эвристической инверсии. Методы этой группы предполагают поиск решений изоб ретательских задач в направлениях, проти воположных традиционным, в инвертирова нии (обращении) технического объекта, из менении расположения элементов объекта, уравновешивании нежелательных факторов средствами противоположного действия. Здесь много очень интересных примеров' и методов. Но вот следуют методы уравно вешивания нежелательных факторов, кото рые Г. Буш оговаривает как методы ком пенсации: механическая компенсанция (уравновешивание грузами), компенсация посредством упругих элементов (вагонные буферы), гидравлическая компенсация (гидродемпферы), электромагнитная ком пенсация (демпферные обмотки генерато ра), оптическая компенсация (детали реф рактометров), акустическая компенсация (приборы звуковой пеленгации). Немного раздумья, и сразу же возникает серия воп росов-предложений. А почему нельзя гово рить о методах запаховой компенсации или цветовой? Им легко можно подобрать множество убедительных примеров. Или, например, еще — метод аэродинамической компенсации, метод химической компенса ции (его легко раздробить на десятка два методов), или даж е «метод» денежной ком пенсации? Когда количество придуманных с ходу, в принципе равноценных изложен ным в книге, методов переваливает за вто рую дюжину и начинает лавинообразно расти дальше, приостанавливаешься и за думываешься. Так ведь любое интересное техническое явление, любой физический эф фект можно слепить со словом «метод» и присвоить ему классификационный ранг. Где предел подобному накоплению мето дов, или точнее —• какова классификацион ная основа этого накопления? По-видимо- му, надо искать теперь иные пути система тизации эвристических методов, более убе дительные классификационные методы. А они есть, они, безусловно, существуют. Работа психолога А. Ф. Эсаулова пост роена в основном на массиве методов, сис тематизированных бакинским инженером Г. С. Альтшуллером (см.: Альтшуллер Г. С. «Алгоритм изобретения». М., «Московский рабочий», 1969), и на очень интересных са монаблюдениях ленинградского инженера В. А. Шубина. Это практически первая из вестная нам и достаточно успешная по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2