Сибирские огни, 1974, №4

ляющие бреймсторминга: инверсия (анализ «изнутри»), аналогия, эмпатия (отождест­ вление себя с конструкцией, деталью ), фан­ тазия, систематическое исследование новых комбинаций. От индивидуального бреймсторминга (с записью на магнитофонную ленту) вско­ ре перешли к более эффективному брейм- стормингу — групповому. Оказалось, что бреймсторминг не следует начинать с ну­ ля, гораздо выгодней заготовить исходный набор известных идей. Процесс коллектив­ ного генерирования идей требовал, учиты­ вая время на предварительную подготовку, нескольких сот человеко-дней (участвовало от 5—7 до 10—12 человек) и получил наз­ вание группового мыслетворчества. Психо­ логами были разработаны специальные ме­ тодики и рекомендации по рациональному руководству семинарами мыслетворчества. Теория или методика изобретательства — не случайная находка, а закономерный этап в развитии науки и техники. Положили на­ чало теории изобретательства работы Рос- мана (1931 г., США), П. Якобсона (1934 г., СССР). Наилучших результатов добилась в самое недавнее время группа отечествен­ ных исследователей-изобретателей, среди которых в первую очередь следует назвать Г. С. Альтшуллера и Г. Я. Буша. Трудно было отказаться от метода «а если...», от случайного перебора множества вариантов. Оказалось, что изобретатели не менее чем в 70% случаев ищут решение, перебирая без определенной системы различные вариан­ ты; но еще оказалось, что по меньшей ме­ ре 2/3 изобретательских задач связаны с одними и теми же противоречиями, кото­ рые были названы типовыми противоречия­ ми. Устранение типовых противоречий ока­ залось возможным производить типовыми приемами. На основе упорядоченного спис­ ка наиболее эффективных приемов была по строена рациональная система решения изобретательских задач, которая приводила не просто к идее решения, но именно к силь­ ной идее. В этом смысл всякой теории. Успешная разработка методики изобрета­ тельства позволила у нас в стране и за ру­ бежом перейти к обучению основам изобре­ тательства, к созданию курсов инженерного творчества. Известная американская фирма «Дженерал Электрик», организующая кур­ сы стимулирования инженерного творчест­ ва в продолжение более чем 20 лет, высту­ пила со следующим официальным заключе­ нием: «Специалисты, окончившие курсы ин­ женерного творчества, дают примерно в 3 раза больше новых разработок и патентов по сравнению с теми, кто не проходил тако­ го обучения». Представитель другой круп­ ной американской фирмы считает, что про­ ведение 12 семинаров по курсу, инженерно­ го творческого мышления увеличило количе­ ство выдвигаемых идей на 79%. В нашей стране количество изобретений, сделанных с помощью методики изобретательства, по далеко не полным данным превысило две тысячи и продолжает быстро расти. Этому способствует создание исследовательских и учебных центров по методике изобретатель­ ства в Баку, Риге, Челябинске, Свердловске, Москве, Ленинграде, Йошкар-Оле, Новоси­ бирске. Если речь заходит о прошлом, настоя­ щем и будущем теории изобретательства, то с полной убежденностью можно утверж ­ дать, что ни у нас в стране, ни за рубе­ жом нет книги более полной, более строгой в изложении и более, систематичной, чем монография Г. Я. Буша (из нее, кстати, взяты многие факты, на которые опирается эта статья). Но это не значит, что книга ли­ шена недостатков. Из 130 сформулирован­ ных автором практических методов (эврис­ тик) технического творчества добрая треть не может быть причислена собственно к ме­ тодам. Возьмем для примера группу мето­ дов эвристической инверсии. Методы этой группы предполагают поиск решений изоб­ ретательских задач в направлениях, проти­ воположных традиционным, в инвертирова­ нии (обращении) технического объекта, из­ менении расположения элементов объекта, уравновешивании нежелательных факторов средствами противоположного действия. Здесь много очень интересных примеров' и методов. Но вот следуют методы уравно­ вешивания нежелательных факторов, кото­ рые Г. Буш оговаривает как методы ком­ пенсации: механическая компенсанция (уравновешивание грузами), компенсация посредством упругих элементов (вагонные буферы), гидравлическая компенсация (гидродемпферы), электромагнитная ком­ пенсация (демпферные обмотки генерато­ ра), оптическая компенсация (детали реф­ рактометров), акустическая компенсация (приборы звуковой пеленгации). Немного раздумья, и сразу же возникает серия воп­ росов-предложений. А почему нельзя гово­ рить о методах запаховой компенсации или цветовой? Им легко можно подобрать множество убедительных примеров. Или, например, еще — метод аэродинамической компенсации, метод химической компенса­ ции (его легко раздробить на десятка два методов), или даж е «метод» денежной ком­ пенсации? Когда количество придуманных с ходу, в принципе равноценных изложен­ ным в книге, методов переваливает за вто­ рую дюжину и начинает лавинообразно расти дальше, приостанавливаешься и за ­ думываешься. Так ведь любое интересное техническое явление, любой физический эф­ фект можно слепить со словом «метод» и присвоить ему классификационный ранг. Где предел подобному накоплению мето­ дов, или точнее —• какова классификацион­ ная основа этого накопления? По-видимо- му, надо искать теперь иные пути система­ тизации эвристических методов, более убе­ дительные классификационные методы. А они есть, они, безусловно, существуют. Работа психолога А. Ф. Эсаулова пост­ роена в основном на массиве методов, сис­ тематизированных бакинским инженером Г. С. Альтшуллером (см.: Альтшуллер Г. С. «Алгоритм изобретения». М., «Московский рабочий», 1969), и на очень интересных са­ монаблюдениях ленинградского инженера В. А. Шубина. Это практически первая из­ вестная нам и достаточно успешная по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2