Сибирские огни, 1974, №4

природу и изучая ее». Это — бессистем­ ность действий, возведенная в систему, бес­ порядок, в котором начинает просвечивать кристаллическая структура порядка. Веро­ ятно, все же порядок отрицает беспорядок только в словесных битвах, в реальном же творчестве они поразительно близки, слит- h i , 1 . О порядках беспорядочности, о возмож­ ных алгоритмах творческого мышления в технике и организации идет речь в этих книгах. Подвергнута анализу, пожалуй, са­ мая массовая и поэтому самая интересная сегодня область творчества на стыке изоб­ ретательства, проектирования и принятия решений. Любой язык имеет свою грамматику. Имеет свою грамматику музыка (нотная гра­ мота и др.). Грамматике изобразительного языка обучают живописцев, графиков, скульпторов. А вот проектирование, управ­ ление правилами творческой работы (да и, по сути дела, не только творческой) грам­ матик своего дела не имело. Попытки соз­ дания алгоритмов проектирования и управ­ ления, даж е осознание самого факта воз­ можности и необходимости этих алгорит­ мов в техническом творчестве и управлении общественными процессами, говорят о важ ­ ном явлении — на наших глазах пишутся первые страницы грамматики «прикладного» творчества. Противостоит этим взглядам довольно значительная группа специалистов в кон­ струировании, изобретательстве, художест­ венном конструировании (дизайн) и просто эмпириков-практиков от управления, отста­ ивающих позиции неповторимости, невос­ производимое™, сугубой индивидуализации творческого процесса. Существующее состо­ яние линейно аппроксимируется в будущее, и этот вариант будущего активно и неред­ ко очень остроумно защищается оружием: «Нельзя!», «Не верю!», «Здравый смысл протестует!». Физикам, близко знавшим А. Эйнштейна, запомнилась его поговорка: «Здравый смысл — это предрассудки, ко­ торые складываются в возрасте до 18 лет». Да и о какой неповторимости и невоспро­ изводимое™ творческих процессов может идти речь,— налицо сегодня массовое, мил­ лионоликое изобретательство, причем 83% изобретений создается ныне не одиночками, а авторскими коллективами. Наконец, орга­ низованный коллективизм решений, пар­ тийная мудрость стали сегодня наиболее веским гарантом оптимальности формиру­ емых решений. Начнем с техники. Технология инженер­ но-технического творчества (конструктор­ ского, художественно-конструкторского, изобретательского) изучена еще весьма слабо. Подавляющее большинство книг учит инженера не творить, а копировать. Настольными книгами конструктора счита­ ются альбомы заводских нормалей, альбомы систематизированных деталей, чертежи и — очень редко — альбомы конструктивных приемов исполнения отдельных узлов с тех­ нологическими характеристиками и эконо­ мическими оценками. Существующая мето­ дическая литература содержит сведения об обычных методах расчета и анализа, опи­ 11. С ибирские огн и № 4. сания и сравнительную оценку конструкций и их отдельных элементов, «голые» методи­ ческие построения, основанные на слу­ чайных фактах из самых различных облас­ тей техники. Литература же по изобрета­ тельству содержит чаще всего наборы ав­ торских примеров. А психология творчества чаще всего приводит к выводу, что «к каж ­ дому творцу вдохновение приходит по-раз­ ному»: периодическая таблица элементов в окончательном варианте пришла Менделе­ еву во сне, к Шиллеру вдохновение прихо­ дило тогда, когда он чувствовал запах гнилых яблок, известного шведского хирур­ га Ценблона озаряло во время мытья по­ суды, а гениальный Гете никогда не скры­ вал того, что самым сильным побудитель­ ным мотивом его творческих взрывов уже в поздней зрелости было присутствие жен­ ской красоты. Однако все это вряд ли при­ меры для копирования в инженерном твор­ честве. Проблемами системного решения конст­ рукторско-изобретательских задач занима­ лись многие талантливые исследователи у нас и за рубежом (Г. С. Альтшуллер, Г. Я. Буш, С. М. Василейский, Л. К. Грейнер, П. И. Орлов, И. И. Капустин, П. К. Энгель- мейер, Д. Ж . Диксон, Г. X. Гуд, Р. Э. Ма- кол, Э. Крик, М. Л. Мангейм, Ф. Ханзен, И. Мюллер, Э. И. Янч и др.). Все они в своем стремлении осознать и ввести в рамки целенаправленного управления закономер­ ности технического творчества исходили не из Его Величества Случая, котор'ого надо ожидать, а из возможности системного ре­ шения изобретательской задачи. Человека можно научить конструировать, рисовать, изобретать. Конструировать? Д о­ казывать это нет никакой необходимости. Рисовать? Известны превосходные отечест­ венные результаты обучения под гипнозом рисованию людей, не обладавших к этому особыми способностями. Массовое обучение (не под гипнозом) художественному твор­ честву по 8—10-летней программе детей, юношей, взрослых в Японии доказало жиз­ ненность и правоту исходных принципов; у нас в стране страстно пропагандирует та­ кие программы известный художник-конст­ руктор Е. А. Розенблюм. Зарубежная и отечественная практика показывает, что и приемам изобретательского труда можно и нужно обучать. Первые успешные попытки методического оформления процесса изобретательства свя­ заны с бреймстормингом, или мозговым штурмом. Цель бреймсторминга — раско­ вать фантазию инженера, направить его мышление нетривиальными путями. Суть бреймсторминга можно образно выразить следующими словами: «Никакой критики — размышляйте свободно. Бумага стоит де­ шево, ошибки обходятся дорого. Помните все время только одно ограничение Араго — «нельзя говорить нельзя». Метод мозго­ вого штурма (свободное, ничем не стесняе­ мое генерирование большого числа идей) оказался вначале весьма успешным для це­ лей рекламы, а затем сыграл свою положи­ тельную роль в техническом творчестве, изобретательстве. Были выделены состав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2