Сибирские огни, 1974, №4
природу и изучая ее». Это — бессистем ность действий, возведенная в систему, бес порядок, в котором начинает просвечивать кристаллическая структура порядка. Веро ятно, все же порядок отрицает беспорядок только в словесных битвах, в реальном же творчестве они поразительно близки, слит- h i , 1 . О порядках беспорядочности, о возмож ных алгоритмах творческого мышления в технике и организации идет речь в этих книгах. Подвергнута анализу, пожалуй, са мая массовая и поэтому самая интересная сегодня область творчества на стыке изоб ретательства, проектирования и принятия решений. Любой язык имеет свою грамматику. Имеет свою грамматику музыка (нотная гра мота и др.). Грамматике изобразительного языка обучают живописцев, графиков, скульпторов. А вот проектирование, управ ление правилами творческой работы (да и, по сути дела, не только творческой) грам матик своего дела не имело. Попытки соз дания алгоритмов проектирования и управ ления, даж е осознание самого факта воз можности и необходимости этих алгорит мов в техническом творчестве и управлении общественными процессами, говорят о важ ном явлении — на наших глазах пишутся первые страницы грамматики «прикладного» творчества. Противостоит этим взглядам довольно значительная группа специалистов в кон струировании, изобретательстве, художест венном конструировании (дизайн) и просто эмпириков-практиков от управления, отста ивающих позиции неповторимости, невос производимое™, сугубой индивидуализации творческого процесса. Существующее состо яние линейно аппроксимируется в будущее, и этот вариант будущего активно и неред ко очень остроумно защищается оружием: «Нельзя!», «Не верю!», «Здравый смысл протестует!». Физикам, близко знавшим А. Эйнштейна, запомнилась его поговорка: «Здравый смысл — это предрассудки, ко торые складываются в возрасте до 18 лет». Да и о какой неповторимости и невоспро изводимое™ творческих процессов может идти речь,— налицо сегодня массовое, мил лионоликое изобретательство, причем 83% изобретений создается ныне не одиночками, а авторскими коллективами. Наконец, орга низованный коллективизм решений, пар тийная мудрость стали сегодня наиболее веским гарантом оптимальности формиру емых решений. Начнем с техники. Технология инженер но-технического творчества (конструктор ского, художественно-конструкторского, изобретательского) изучена еще весьма слабо. Подавляющее большинство книг учит инженера не творить, а копировать. Настольными книгами конструктора счита ются альбомы заводских нормалей, альбомы систематизированных деталей, чертежи и — очень редко — альбомы конструктивных приемов исполнения отдельных узлов с тех нологическими характеристиками и эконо мическими оценками. Существующая мето дическая литература содержит сведения об обычных методах расчета и анализа, опи 11. С ибирские огн и № 4. сания и сравнительную оценку конструкций и их отдельных элементов, «голые» методи ческие построения, основанные на слу чайных фактах из самых различных облас тей техники. Литература же по изобрета тельству содержит чаще всего наборы ав торских примеров. А психология творчества чаще всего приводит к выводу, что «к каж дому творцу вдохновение приходит по-раз ному»: периодическая таблица элементов в окончательном варианте пришла Менделе еву во сне, к Шиллеру вдохновение прихо дило тогда, когда он чувствовал запах гнилых яблок, известного шведского хирур га Ценблона озаряло во время мытья по суды, а гениальный Гете никогда не скры вал того, что самым сильным побудитель ным мотивом его творческих взрывов уже в поздней зрелости было присутствие жен ской красоты. Однако все это вряд ли при меры для копирования в инженерном твор честве. Проблемами системного решения конст рукторско-изобретательских задач занима лись многие талантливые исследователи у нас и за рубежом (Г. С. Альтшуллер, Г. Я. Буш, С. М. Василейский, Л. К. Грейнер, П. И. Орлов, И. И. Капустин, П. К. Энгель- мейер, Д. Ж . Диксон, Г. X. Гуд, Р. Э. Ма- кол, Э. Крик, М. Л. Мангейм, Ф. Ханзен, И. Мюллер, Э. И. Янч и др.). Все они в своем стремлении осознать и ввести в рамки целенаправленного управления закономер ности технического творчества исходили не из Его Величества Случая, котор'ого надо ожидать, а из возможности системного ре шения изобретательской задачи. Человека можно научить конструировать, рисовать, изобретать. Конструировать? Д о казывать это нет никакой необходимости. Рисовать? Известны превосходные отечест венные результаты обучения под гипнозом рисованию людей, не обладавших к этому особыми способностями. Массовое обучение (не под гипнозом) художественному твор честву по 8—10-летней программе детей, юношей, взрослых в Японии доказало жиз ненность и правоту исходных принципов; у нас в стране страстно пропагандирует та кие программы известный художник-конст руктор Е. А. Розенблюм. Зарубежная и отечественная практика показывает, что и приемам изобретательского труда можно и нужно обучать. Первые успешные попытки методического оформления процесса изобретательства свя заны с бреймстормингом, или мозговым штурмом. Цель бреймсторминга — раско вать фантазию инженера, направить его мышление нетривиальными путями. Суть бреймсторминга можно образно выразить следующими словами: «Никакой критики — размышляйте свободно. Бумага стоит де шево, ошибки обходятся дорого. Помните все время только одно ограничение Араго — «нельзя говорить нельзя». Метод мозго вого штурма (свободное, ничем не стесняе мое генерирование большого числа идей) оказался вначале весьма успешным для це лей рекламы, а затем сыграл свою положи тельную роль в техническом творчестве, изобретательстве. Были выделены состав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2