Сибирские огни, 1974, №4
(1970), «Три прекрасных витязя» (1972), «Мой знаменитый двойник» (1972). Как ви дим, десять с небольшим лет работы в ли тературе дали немалые результаты. Когда читаешь книгу за книгой Н. Самохина, хо рошо чувствуешь и то, как крепнет мастер ство писателя, как наполняется все более ощутимым содержанием каждое слово и об раз, насколько многоцветней и, если хоти те, серьезнее становится юмор писателя. . Творчество Н. Самохина дает богатый материал для размышлений о юморе и са тире в литературе сегодняшнего дня. И все- таки до обидного мало сказано критикой о творчестве писателя-сибиряка. Две-три га зетные рецензии на некоторые из вышедших книг, прдбадривающая реплика на шестна дцатой странице «Литературной газеты», мини-отклик в журнале «Смена»» на мос ковское издание рассказов Н. Самохина и наиболее полная, обстоятельная и интерес ная рецензия Э. Фоняковой «Смех — дело серьезное...», появившаяся несколько лет тбму назад на страницах журнала «Сибир ские огни»,— вот, пожалуй, и все. А между тем, нет недостатка в сетованиях: «Веселых книг ныне мало, а сатирики и вовсе переве лись». В каких только вариациях не услы шишь эту фразу! А книг таких пишут нема ло и издают порядочно. Веселые жанры за нимают свое достойное место и в периоди ческих изданиях Сибири. Творческая дея тельность Н. Самохина немало тому спо собствует. Совсем недавно писатель высту пил еще и как составитель интересного сборника юмористических рассказов моло дых авторов Сибири. Как говорится в крат ком предисловии к книге, «всех их объеди няет любовь к юмору и похвальное стрем ление вызвать веселую улыбку хороших лю дей и кривую ухмылку — у тех, кто оказал ся объектом сатиры. Именно надеждой ав торов на to, что эта книга уменьшит число недостатков, еще встречающихся подчас, и объясняется название сборника — «Извле чение с корнем». Поэтическая одухотворенность, мягкая умная ирония, цепкая наблюдательность, зримо проявившиеся в первых рассказах Н. Самохина, находят свое развитие в очер ках о молодых строителях Красноярской ГЭС, речниках Оби («В стране Дивного- рии», «Обь — дорога»), в недавно увидев ших свет на страницах журнала «Сибирские огни» «Рассказах о прежней жизни», пове сти «Толя, Коля, Оля и Володя здесь бы ли». В очерках «В стране Дивногории», «О бь— дорога» есть все, что обычно находим в лю бом очерке или репортаже о делах наших современников — самоотверженные герои, проблемы и их решение, цифры и факты, ин тервью с комсомольскими и партийными ра ботниками. Но еще здесь щедро рассыпаны блестки юмора, иронии и самоиронии. «...Потом в Дивногорске, в той самой зна менитой гостинице, с живым уголком, попу гаями и аквариумом, мне открылась одна истина,— повествует автор.— Я робко за икнулся об отдельном номере. — Отдельных нет,— ответила админист ратор.— И не предвидится. Я еще более робко намекнул на свою профессию, требующую уединения. — А-а! — сказала администратор,— У нас полгостиницы с такой профессией. И тогда я понял свое заблуждение: н е в е ликие стройки существуют для писателей, а писатели — для великих строек. Понял и успокоился». А вот автор с усмешкой рассказывает о маленьких неудобствах большого комфорта бельного теплохода. Одно из них связано с адским устройством — динамиком, замуро ванным в настольную лампу. Лампу выклю чить можно, а динамик — нет. И вот в лю бое время дня и ночи он может заговорить утробным голосом, оттого-то пассажиры и смотрят на него «с суеверным ужасом». Другие неудобства проистекают от иного: «По утрам в каюту, с широчайшей улыб кой, но без стука, входит горничная-матрос, или, по-сухопутному, уборщица. На вопрос: «Почему ж е не стучите?» — она по-свойски отвечает:— Тю! Вы ж без жен. Ага! Значит стук — привилегия семейных пассажиров. Ясно... Вы вспоминаете, как вчера эта тетя при несла вам непросушенное, застиранное бе лье и как другая, повыше чином, кастелян ша, что ли, ляпнула: «Ишь, с рюкзаками, а прут в первый класс». Одно к одному: вспо минается и злой мальчик с «Барнаула», и неласковая официантка. И все подытоживается банальной пережи точной мыслью — «Безобразие! За мои-то деньги!». Все эти житейские явления, случаи, фак ты поданы на грандиозном фоне строитель ства и созидания. Не случайно и жанр этих произведений определен хотя и шутли во, но точно — «репортажи — с восхище ниями и размышлениями». Есть чем восхи щаться, есть над чем и поразмыслить. Так повествование, где явственно ощутим поло жительный идеал, оказывается не только весомым, но и веселым. Словом, писатель своими очерками дает совершенно опреде ленный ответ на вопрос: «Можно ли о серь езном писать весело?» Иную задачу решал автор в «Рассказах о прежней жизни». «Я с грустью думаю,— писал он в предисловии к ним,— что вот уходят один за другим старики, а вместе с ними память о той, прежней жизни, так не похожей на нашу. О жизни, в которой чуд но переплетались разумное с нелепым, ге роическое с низким, смешное с трагиче ским». В рассказах этих Н. Самохин выступает чаще всего как бытописатель, бережно и точно передающий многие и многие подроб ности жизни сибирского села на протяжении нескольких десятилетий. Чего только не ка сается автор в этих новеллах! В пеструю предреволюционную сумятицу разгулявший ся батюшка-бунтарь в один прекрасный день вдруг врывается на тройке-в длинную деревенскую улицу и распевает под гармош ку, шокируя своих прихожан: Б ога нет, царя не надо! В о л га-м атуш ка река!.. Цамять стариков проводит нас и через
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2