Сибирские огни, 1974, №4

Критика и библиография Э. Шик ВЕСОМО И ВЕСЕЛО Первые две книжки Николая Самохина вышли десять лет тому назад в серии «Биб­ лиотека одного рассказа». И, тем не ме­ нее, в них нашло воплощение многое из то­ го, что и теперь отличает мироощущение зрелого писателя-юмориста и сатирика. Необычный и одухотворенный мир рас­ крывается перед нами в рассказе 1962 го­ да «Прекрасная несправедливость». Веселый и поэтичный человек дарит своей любимой плюшевого медведя Тимку. Несуразные по­ ступки и захватывающие своей необычно­ стью рассказы влюбленного юноши не всег­ да понятны Тимке, но они всегда приятны и радостны ему. Расстаются влюбленные, и Тимка, неког­ да любимая игрушка хозяйки, оказывается за диваном в картонке. Новый гость хо­ зяйки — новая игрушка Рыжий (соперник Тимки еще по магазину). Иные речи доно­ сятся теперь до Тимки: «Ерунда! Паустов­ ский, Грин — только надстройка в нашей литературе!.. На жизнь надо смотреть объ­ ективно... Глазами фотообъектива, вот что... Сказки живут на земле, и принцы шляются тож е по земле». Все понятно и доступно плюшевым моз­ гам Тимки, а радость и одухотворенность жизни исчезли, что и вызывает протест и грусть даж е игрушки. Д ля автора был и остается неприемлемым и чуждым плоский взгляд обывателя, его цинизм. Он испытывает чувство жалости к тем, кто обытовляет все сказки мира, низ­ водит романтических принцев до шляющих­ ся по земле юнцов. Вот почему грусть плю­ шевой игрушки близка, понятна и дорога читателю: «Тимка засыпает. И тогда вста­ ют письма, разворачиваются, склоняются н ад спящим Тимкой и шелестят... шелес­ тят... о тайге, перевитой белым колючим снегом, о заблудившихся собачьих упряж ­ ках, о девичьих руках, летящих над клави­ шами, о большой и трудной любви, о пре­ красной несправедливости». Причудливое переплетение вполне реаль­ ных мыслей и чувств человеческих с ф анта­ стическими обстоятельствами и ситуациями, ироничность повествования оказываются уже в первом произведении писателя на­ дежным оружием исследования жизни и ут­ верждения своего взгляда на «ее. Как и большинство его сверстников, Н. Са- мохин не обошел в начале своего творческо­ го пути темы детства, отнятого войной. Об этом — второй рассказ «Ровесники». Тог­ да, в 1963 году, наша литература еще не была «наводнена» произведениями о босоно­ гом военном детстве, и многие образы, най­ денные начинающим автором для раскры­ тия сурового времени, выглядели свежо и оригинально. И все-таки рассказ этот на достаточно распространенную и тогда тему остался единственным у Н. Самохина. В этом сказались чувство меры автора, его художественный такт, стремление к поиску новых тем и образов, а не эксплуатация уже кем-то найденных. Касаясь первых шагов творческой жизни Н. Самохина, нельзя не отметить еще одно­ го важнейшего обстоятельства, которое серьезно повлияло на его интерес к пробле­ мам современности, всячески стимулирова­ ло поиски и осмысление новых явлений дей­ ствительности. Инженер по образованию (Н. Самохин закончил Новосибирский институт инжене­ ров водного транспорта в 1958 году), он очень скоро полностью отдается журналист­ ской работе, сотрудничая в «Вечернем Но­ восибирске». Срочная и оперативная газет­ ная работа многому научила молодого авто­ ра. И не случайно материалы Н. Самохи­ на — статьи, репортажи, фельетоны — не­ редко становились «гвоздем» номера. Имен­ но тогда он все чаще обращается к жанру юмористического рассказа, публикуя свои произведения в новосибирских газетах, ж урналах «Смена» и «Крокодил», в «Лите­ ратурной газете», «Литературной России», в журнале «Сибирские огни». Сегодня читатель имеет, кроме двух уже названных первых, семь книг Н. Самохина, изданных в Новосибирске, Кемерово, Моск­ ве: «2000 Колумбов» (1963), «Только прав­ да, или кошмарные вещи» (1965), «Стран­ ные люди» (1966), «Блондинка на букв!' «Л» (1967), «Шашлык на свежем возду1' ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2