Сибирские огни, 1974, №4
щихся опять резко сократилось. Заботы Спе ранского о народном образовании вырази лись, главным образов, в издании специаль ных указов и уставов о школах. В них подчеркивалась необходимость строитель ства национальных школ для коренного на- . селения. Но попытки решить вопрос о на родном образовании такими бюрократиче скими мерами не дали серьезных резуль татов. Пожалуй, самым значительным делом Сперанского в эти годы было создание «Уч реждения для управления Сибирских гу берний», по которому осуществлялось уп равление Сибирью на протяжении почти ста последующих лет. В реформах сибирско го управления нашли отражение его взгля ды на систему государственного устройства в целом. В начале 20-х годов Сперанский приходит к убеждению, что для России, страны чрезвычайно обширной по террито рии и разнообразной населением и природ ными условиями, наиболее важно решить вопрос о местном управлении. Возникла не обходимость рассмотреть проблемы автоно мии отдельных народов, их самоуправ ления. Поэтому Сперанский предпочитает начать реформы государственного управле ния с власти на местах. В этом отношении Сибирь представлялась удобной моделью: во-первых, потому, что в сибирские дела был мало кто посвящен, во-вторых, сопро тивление дворянства здесь было незначи тельным, и, наконец, проводить реформы в жизнь Сперанскому было легче в силу воз ложенных на него обязанностей генерал-гу бернатора, а впоследствии фактического главы Сибирского комитета Ведущим мотивом к преобразованию уп равления Сибирью Сперанский выдвигал не обходимость «преобразовать личную власть в установление и, согласив единство ее дей ствия с гласностью, охранить ее от само властия и злоупотреблений законными сред ствами, из самого порядка дел возникаю щими; учредить действие ее так, чтоб оно было не личным и домашним, но публичным служебным учреждением». В этой витиева той фразе заключено его давнишнее стрем ление к ограничению самовластия во всех его формах и проявлениях. Но цель, выдви нутая реформатором, была совершенно не соизмерима со средствами, которыми он мог пользоваться. «Предложения мои о Сибири столь сами по себе сильные, что и при личных изъясне ниях, даж е при большом благоприятстве об стоятельств, я сомневаюсь еще, чтобы они были приятны»,— писал он Кочубею. Неко торые современники Сперанского впослед ствии вспоминали, что созданное Сибирское учреждение значительно отличалось от пер воначального проекта, который строился по принципу местного самоуправления. Впро чем, и сам он впоследствии писал, что для Сибири нужен «порядок управления, мест- ' С и б и р с ки й ко м и т е т бы л созд ан в П е те р б у р ге 28 и ю н я 1821 года, после в о зв р а щ е н и я С пе р а н ско го . ному положению свойственный». Очевидно, в Петербурге Сперанский, следуя «обыкно венной своей уступчивости» и «отчасти ви дя совершенную невозможность провести проекты в том виде, в каком они были со ставлены», переделал их. Именно вторичный вариант и был учрежден. Все управление Сибирью вверялось двум главным управлениям, в которых основная роль принадлежала губернаторам. Слабым напоминанием первоначального плана Спе ранского явилось создание при главных уп равлениях совещательных органов—советов, которые не являлись даж е подобием пред ставительного органа. Их постоянными чле нами были гражданский губернатор, пред седатель губернского правления, начальник путей сообщения, почт-директор и т. п. Т а кой состав совета до известной степени об легчая хозяйственное и административное управление, но отнюдь не представлял ин тересов населения. Положительным в этой реформе было и некоторое ограничение про извольных действий генерал-губернатора. Более глубокие последствия имело изме нение Сперанским управления коренным на селением Сибири. Все «инородцы» прирав нивались в правах к русскому населению. Здесь было бы правильнее, сказать, что принцип равенства означал равенство в бес правии, поскольку и русское население ни каких прав не получало. Однако было спе циально оговорено, что «инородцы» прирав нены к «свободным сословиям» России. Это предполагало ликвидацию всех форм фео дальной зависимости, которые были рас пространены у отдельных народов, и факти чески лишало поддержки со стороны цариз ма родовой и полуфеодальной верхушки коренных народов Сибири. Управление «инородцами» строилось Спе ранским на основе учета некоторых их на циональных особенностей. В Сибири созда валось несколько самостоятельных «инород ческих» волостей. Делопроизводство ряда наиболее развитых народов, каковыми бы ли, например, татары, велось на националь ном языке. Провозглаш алась свобода веро исповедания и предусматривалось развитие национальных школ. Если сравнивать, что практически сделал Сперанский в Сибири, с тем, какие планы преобразования Российской империи разр а батывались им до ссылки, то видно, что .в 1819—1822 годы он значительно сузил свои задачи. Эта перемена произошла пото му, что Сперанский теперь не надеялся про вести в жизнь свои первоначальные воззре ния и дал другое направление своей дея тельности: стал делать то, что при данных условиях находил возможным. Прежде все го провел в Сибири ревизию управления и подготовил ряд реформ, из которых «Учреж дение для управления сибирских губерний» (1822 г.) и «Устав об инородцах» (1822 г.) были наиболее важными. Но даж е эти ча стичные меры, предпринятые Сперанским за время его губернаторского правления, име ли положительное значение для развития экономики Сибири. ♦-------
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2