Сибирские огни, 1974, №4

приобретения хлеба на торгах за сходную цену. О тказ от монополий был важнейшей ме­ рой в условиях начинавшегося капитали­ стического развития: частные предпринима­ тели получали возможность накапливать свои капиталы за счет тех средств, которые раньше поступали в казну. П оследова­ тельно проводя в жизнь политику оздоров­ ления сибирской экономики, Сперанский в том же, 1820 году издает «Правила о соля­ ной торговле в Сибири», которые упраздня­ ли соляные откупы, резко ограничивали розничную торговлю казны, вводили сво­ бодную продаж у соли. В целях избежания спекуляции солью в отдаленных северных районах устанавливалась максимальная це­ на — 2,2 рубля за пуд, а раньше стоимость соли целиком зависела от произвола откуп­ щика. Чрезвычайно большое значение для ожив­ ления торговли имело развитие сибирского транспорта. Нередко случалось так, что груз, не взирая на его ценность, выбрасы ­ вался где-то на полпути в отдаленный рай­ он: крестьянину легче было возместить к аз­ не стоимость товара, чем везти его по бездо­ рожью. Видя сложность транспортной про­ блемы, Сперанский высказал предложение развивать морские кругосветные перевозки грузов из Кронш тадта в Петропавловск или Охотск. Это, как показала практика, было выгодно. Стоимость товаров, приве­ зенных на Камчатку первой кругосветной экспедицией Крузенштерна и Лисянского в 1803 году, была намного ниже цены таких ж е товаров, привезенных Русско-Американ­ ской компанией через Сибирь или из Сибири. Пуд сахара, доставленного по морю, стоил 48 руб. против 140 руб., фунт табака — 75 коп. против 2 руб. 50 коп и т. д. Поэтому за период губернаторства Сперанского бы­ ли организованы три подобные экспедиции. Но наладить такой способ перевоза товаров Сперанскому не удалось: для регулярных рейсов требовалось большое количество су­ дов, которыми Россия в те времена не рас­ полагала. По личному распоряжению Спе­ ранского в Сибири было построено и спу­ щено на воду несколько судов, но этого бы­ ло мало, да и качество их было весьма низ­ ким. Словом, развитие путей сообщения в Сибири связывалось с общим развитием хо­ зяйства в стране, которое находилось, вследствие господства крепостничества, в крайне отсталом состоянии. Заметно ослабли торговые позиции Рос­ сии на Тихом океане, где вела дела Русско- Американская компания. С ней успешно со­ перничала и контрабандная торговля, кото­ рой занимались главным образом иност­ ранцы — выходцы из Америки. С 1806 по 1822 1од только Гудзонской и Канадской компаниями было вывезено с русского по­ бережья Тихого океана более 450 тысяч шкур речных бобров, около 300 тысяч шкур енотов, более 500 тысяч шкур куниц, собо­ лей, лисиц и выдр. В этих условиях Русско- Американская компания не выдерживала конкуренции и постепенно теряла одновре­ менно и свои капиталы, и свое торговое влияние. Сперанский добивается запреще­ ния торговли иностранцев с местным насе­ лением. Чтобы защитить тихоокеанские ру­ бежи России и начать борьбу с контрабан­ дой, при нем началось военно-стратегиче­ ское укрепление Камчатки. П етропавлов­ ский порт был оснащен пушками, увеличена тихоокеанская флотилия и установлено по­ стоянное патрулирование военных кораб­ лей. Разумеется, этих мер было недостаточ­ но, но остальное уж е не могло зависеть лич­ но от Сперанского. Сибирская торговля имела большое зн а­ чение для России в целом. Во-первых, Си­ бирь поглощала значительное количество промышленных товаров. Кроме того, сибир­ ские купцы занимались транзитной торгов­ лей русскими товарами для Америки, Япо­ нии, Китая. Влияние Сперанского на сибирские дела отчасти благотворно сказалось и на разви ­ тии народного образования. Результаты ре­ визии, проведенной им, показали, что мно­ гие беспорядки происходят не только от бесчисленных злоупотреблений чиновниче­ ства, но и по причине низкой культуры на­ селения, не исключая и самих чиновников. Сибирь была бедна образованными людьми и еще более бедна учебными заведениями. Например, в Иркутске, административном центре Сибири, была одна гимназия, уезд­ ное и приходское училища, в которых в 1816 году обучалось всего 209 учеников. Си­ бирское начальство не питало ни малейше­ го сочувствия идее развития образования, поскольку это предполагало и развитие, в известной степени, независимости взглядов. Образование не поощрялось даж е среди чи­ новников, которые обучали своих детей чте­ нию и письму, не обременяя их прочими знаниями, стараясь как можно раньше оп­ ределить их на службу. Поэтому за годы гу­ бернаторства Пестеля число учащихся не только не увеличилось, но в отдельные годы даж е сократилось. Еще во время петербургского периода сво­ ей деятельности Сперанский подчеркивал важность развития народного образования, возлагая на него большие надежды как на средство, способное повлиять на общее по­ ложение народных масс. К моменту' вступ­ ления на должность генерал-губернатора Сибири Сперанский несколько разочаровал­ ся в своих планах на широкое развитие про­ свещения в стране. Между тем многие ф ак­ ты настоятельно требовали обратить внима­ ние на просвещение. Д аж е губернские при­ сутственные места нуждались в людях эле­ ментарно грамотных. Дело доходило до то­ го, что для переписки черновых бумаг при­ ходилось привлекать учеников иркутской гимназии. Сперанский неоднократно под­ черкивал острую нужду в образованных лю­ дях. Во многих уездах были восстановлены ранее закрытые школы, увеличилось число учащихся и в остальных школах. Так, в на­ званных уж е иркутских учебных заведениях число учащихся возросло всего до 294 уче­ ников. В условиях Сибири такой прирост был крайне незначителен. После отъезда Сперанского учебные заведения начали сно­ ва закрываться, и уже в 1824 году число уча

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2