Сибирские огни, 1974, №4
приобретения хлеба на торгах за сходную цену. О тказ от монополий был важнейшей ме рой в условиях начинавшегося капитали стического развития: частные предпринима тели получали возможность накапливать свои капиталы за счет тех средств, которые раньше поступали в казну. П оследова тельно проводя в жизнь политику оздоров ления сибирской экономики, Сперанский в том же, 1820 году издает «Правила о соля ной торговле в Сибири», которые упраздня ли соляные откупы, резко ограничивали розничную торговлю казны, вводили сво бодную продаж у соли. В целях избежания спекуляции солью в отдаленных северных районах устанавливалась максимальная це на — 2,2 рубля за пуд, а раньше стоимость соли целиком зависела от произвола откуп щика. Чрезвычайно большое значение для ожив ления торговли имело развитие сибирского транспорта. Нередко случалось так, что груз, не взирая на его ценность, выбрасы вался где-то на полпути в отдаленный рай он: крестьянину легче было возместить к аз не стоимость товара, чем везти его по бездо рожью. Видя сложность транспортной про блемы, Сперанский высказал предложение развивать морские кругосветные перевозки грузов из Кронш тадта в Петропавловск или Охотск. Это, как показала практика, было выгодно. Стоимость товаров, приве зенных на Камчатку первой кругосветной экспедицией Крузенштерна и Лисянского в 1803 году, была намного ниже цены таких ж е товаров, привезенных Русско-Американ ской компанией через Сибирь или из Сибири. Пуд сахара, доставленного по морю, стоил 48 руб. против 140 руб., фунт табака — 75 коп. против 2 руб. 50 коп и т. д. Поэтому за период губернаторства Сперанского бы ли организованы три подобные экспедиции. Но наладить такой способ перевоза товаров Сперанскому не удалось: для регулярных рейсов требовалось большое количество су дов, которыми Россия в те времена не рас полагала. По личному распоряжению Спе ранского в Сибири было построено и спу щено на воду несколько судов, но этого бы ло мало, да и качество их было весьма низ ким. Словом, развитие путей сообщения в Сибири связывалось с общим развитием хо зяйства в стране, которое находилось, вследствие господства крепостничества, в крайне отсталом состоянии. Заметно ослабли торговые позиции Рос сии на Тихом океане, где вела дела Русско- Американская компания. С ней успешно со перничала и контрабандная торговля, кото рой занимались главным образом иност ранцы — выходцы из Америки. С 1806 по 1822 1од только Гудзонской и Канадской компаниями было вывезено с русского по бережья Тихого океана более 450 тысяч шкур речных бобров, около 300 тысяч шкур енотов, более 500 тысяч шкур куниц, собо лей, лисиц и выдр. В этих условиях Русско- Американская компания не выдерживала конкуренции и постепенно теряла одновре менно и свои капиталы, и свое торговое влияние. Сперанский добивается запреще ния торговли иностранцев с местным насе лением. Чтобы защитить тихоокеанские ру бежи России и начать борьбу с контрабан дой, при нем началось военно-стратегиче ское укрепление Камчатки. П етропавлов ский порт был оснащен пушками, увеличена тихоокеанская флотилия и установлено по стоянное патрулирование военных кораб лей. Разумеется, этих мер было недостаточ но, но остальное уж е не могло зависеть лич но от Сперанского. Сибирская торговля имела большое зн а чение для России в целом. Во-первых, Си бирь поглощала значительное количество промышленных товаров. Кроме того, сибир ские купцы занимались транзитной торгов лей русскими товарами для Америки, Япо нии, Китая. Влияние Сперанского на сибирские дела отчасти благотворно сказалось и на разви тии народного образования. Результаты ре визии, проведенной им, показали, что мно гие беспорядки происходят не только от бесчисленных злоупотреблений чиновниче ства, но и по причине низкой культуры на селения, не исключая и самих чиновников. Сибирь была бедна образованными людьми и еще более бедна учебными заведениями. Например, в Иркутске, административном центре Сибири, была одна гимназия, уезд ное и приходское училища, в которых в 1816 году обучалось всего 209 учеников. Си бирское начальство не питало ни малейше го сочувствия идее развития образования, поскольку это предполагало и развитие, в известной степени, независимости взглядов. Образование не поощрялось даж е среди чи новников, которые обучали своих детей чте нию и письму, не обременяя их прочими знаниями, стараясь как можно раньше оп ределить их на службу. Поэтому за годы гу бернаторства Пестеля число учащихся не только не увеличилось, но в отдельные годы даж е сократилось. Еще во время петербургского периода сво ей деятельности Сперанский подчеркивал важность развития народного образования, возлагая на него большие надежды как на средство, способное повлиять на общее по ложение народных масс. К моменту' вступ ления на должность генерал-губернатора Сибири Сперанский несколько разочаровал ся в своих планах на широкое развитие про свещения в стране. Между тем многие ф ак ты настоятельно требовали обратить внима ние на просвещение. Д аж е губернские при сутственные места нуждались в людях эле ментарно грамотных. Дело доходило до то го, что для переписки черновых бумаг при ходилось привлекать учеников иркутской гимназии. Сперанский неоднократно под черкивал острую нужду в образованных лю дях. Во многих уездах были восстановлены ранее закрытые школы, увеличилось число учащихся и в остальных школах. Так, в на званных уж е иркутских учебных заведениях число учащихся возросло всего до 294 уче ников. В условиях Сибири такой прирост был крайне незначителен. После отъезда Сперанского учебные заведения начали сно ва закрываться, и уже в 1824 году число уча
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2