Сибирские огни, 1974, №4
Эффекты обратной связи Вместе с терапевтом проводим на фабри ке предусмотренные профилактические ос мотры рабочих. Прямо за воротами, на сте не, в витрине,-— большая карикатура. Все, как в сотнях подобных произведений само деятельных художников: красные носы, осо ловелые физиономии, драная одежда, бу тыль с наклейкой и подпись, достаточно типичная (по форме и содержанию ): «Ко кильщик Андрей Степаненко и вальцовщик Сергей Ефимов, как прежде, были пьяными на работе и чувствовали вольготно. Инте ресно, как теперь чувствуют, когда прика зом по заводу и решением местного коми тета они уволены? Мы не должны мирить ся с пьянством!» Инженер по технике безопасности, энер гичная и весьма решительная девушка, пре дупреждает: — Не слишком-то доверяйте цифрам кро вяного давления. Сегодня — понедельник, а у нас по понедельникам многие «болеют»! Осматриваемся. Симпатичная фабрика. Такие вырастают постепенно из незаметных на фоне промышленных гигантов мастер ских,— медленно, но неуклонно строят це хи; асфальтируются, механизируются; не безуспешно стремятся достигнуть уровня современного предприятия... Вон — цветни ки разбиты, у заборов топольничок наса жен... Познакомились с рабочими. Как везде: большинство — здоровые; есть больные, их взяли на диспансерный учет... Но в чем-то, как ни печально, инженер права — заметны мужчины с помятыми лицами, трясущимися руками, от иных потягивает перегаром, д а же свежим спиртным запахом. •— Пил вчера? — одного спрашиваем. — Зять приехал, пришлось угостить... — Опохмелился? — Стаканом вина. Все просто... О культуре производства на фабрике бес покоятся. И с пьянством пытаются бороть ся: висит карикатура, сообщающая о серь езном событии — изгнали с предприятия двух пропойц. Никак не давала она мне покоя. Печаль ная картинка, если вдуматься. Легко пред ставляю этих кокильщика с вальцовщиком. Н авидался таких алкоголиков-деградантов, удаленных из различных коллективов, вы брошенных за борт, падающих все ниже по хлипким ступенькам случайных неквали фицированных работ и самые эти работы делающих кое-как, через пень-колоду. А по том _ воровство, мошенничество, тюрьма?.. Взглянем глазами врача: удаление с за вода за пьянство есть очевидная констата ция факта социального распада личности под воздействием алкоголя. И субъекты эти еще не скоро попадут под контроль врачей, не одно ведро вина проглотят. Ибо нет р я дом заинтересованной в их излечении — из лечении, а не наказании! — силы... А ведь спивались-то кокильщик с вальцов щиком буквально на глазах тех, кто их, в конце концов, уволил. А представим на ми нуту, что специальным обследованием фаб рики или завода (в наркологическом отно шении) занималась бы специальная группа в составе социолога и нарколога-врача, с привлечением заводской общественности и, где надо, милицейских архивов, и учителей школ, куда ходят дети заводчан... У меня даж е захватывает дух от такой перспекти вы... Обследуются один завод, другой, тре тий, совхозы и колхозы, обследуются жи лые кварталы... Самое интересное: заинте ресованными службами эта работа уже ве д е т с я— ГАИ, к примеру. Я спросил директора фабрики: — Думаете ли лечить Степаненко и Ефи мова? Дельный руководитель, к врачам — всей душой. Разводит руками: — Помилуйте, у нас — план, некогда во зиться с бузотерами. Горько на душе от такого непонимания... ...Выход указывается рядом постановле ний партии и правительства. Под призыв быть нетерпимыми к пьянству (и, разуме ется, не к одним лишь его носителям и жертвам — пьяницам) подводится право вая основа. Не опускать рук в беспомощности, не пря тать, подобно страусам, голову под крыло, в наивности полагая, будто удаление с за вода парочки пьяниц отрезвит остальных любителей спиртного. Время требует от каждого из нас активного отношения к ис коренению общего зла. Вот что приходится наблюдать в жизни. В одном совхозе, богатом и уважаемом, выстроили торговый центр — два отличных магазина, с большим выбором промышлен ных и продовольственных товаров. В пустое пространство между помещениями было встроено третье торговое заведение, назван ное коротко и ясно — «Бар». Создатели ба ра исходили именно из того самого: будем, мол, учить культуре выпивки. Интерьер оформлен с выдумкой и вкусом — деревян ные столы и табуреты, огромные бочки, рус ская печь, петухи и медведи по стенам, ви сячие «старинные» фонари, вышитое поло тенце над торговой стойкой. Продают пи во; водку и вина продавать не должны. Но дальше изящного интерьера товарищи из торгующих организаций пойти не суме ли. С утра до вечера в баре бражничают выпивохи, специально приезжают сюда из городов и поселков, где пьют еще «по ста ринке» — без петухов и бутафорских поло тенец. Ведь здесь, в баре, и водку, и вино продают из-под прилавка. Бар получил в поселке меткое прозвище — «Бабьи слезы». • Вывод: выдвигая тезис о внедрении «культуры выпивки», можно допустить не последовательность, и тотчас за слабинку ухватятся пьяницы. Им нет дела до куль туры. Открылось новое питейное заведе ние ■— это им понятно, а хватка у безволь ных во всем остальном алкоголиков ж е лезная — дашь поглядеть на ноготок, всю руку оторвут. Обидно, что вот этого эффекта обратной связи не учитывают некоторые литераторы. 10. С и б и р ски е о гн и № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2