Сибирские огни, 1974, №4
Такое ощущение постоянно преследовало меня в обществе Михаила Берберова. Он родился в 1934 году в городе Стара Заго- ра, окончил Софийский университет, в те чение двух лет работал фрезеровщиком на Шуменском автомобильном заводе. В его книгах — «Внук кавалджии» (1958), «И слились с восходом...» (1964), «Луна в одной из своих четвертей» (1968), «Хлеб, замешанный на любви» (1968), «И отдаля ясь, можешь стать ближе...» (1973) — мы постоянно встречаемся с его обостренным вниманием к проблемам бытия, с глубокой его внутренней потребностью в философ ских поисках истины. Основа поэтического стиля Берберова — в стремлении преодолеть поверхностность, обнажить сущность вещей, причем связь поэ та с действительностью идет не по линии ли рических констатаций, а является сложной, как само сознание. Очень показателен в этом отношении его цикл «Круг» — вели кий круговорот природы и бытия, следы ко торого Берберов находит в пространстве и времени, в километрах и годах, в матери альной осязаемости вещей, в преходящем чувстве обладания ими. Берберов — не хро никер. Еще меньше он стихотворный ком ментатор времени и событий: он стремится осмыслить случайности явлений в законо мерностях своего поэтического мира. Отто го даж е надпись на древнем зеркале, по павшем в музей, уже повод для стихотво рения. Фракийское зеркало напоминает болгарам — современникам,— что они — продолжение ушедших, что они хранят в се бе их силу и их черты. И, читая стихи, на чинаешь понимать, что все мы принадлежим не только своему времени; за нами — ве ка, подготовившие наш приход... И когда поэт Борис Хаджийски вез нас на «Москвиче» в знаменитую Боннскую цер ковь, я внимательно слушал Берберова, с удовлетворением убеждаясь, что да, именно такой, остроумный, светлый, темперамент ный человек и должен был написать одну из лучших поэм о В. И. Ленине на болгар ском языке; поэму о нефти, смысл которой в том, что нефть «это наше прошлое, сгу щенное до молчания и с величайшим терпе нием ожидающее времени, в котором любой из, нас может вспыхнуть во весь свой спектр...»; поэму об Анхиало, в котором останавливался когда-то, следуя в ссылку, Овидий, и, наконец, притчу: «По своему об разу, по своему подобию бог создал чело века... Было это в самом начале. По сво ему образу, по своему подобию человек создал робота... Было это в XX веке...» Надо заметить, что болгарские поэты редко читают свои стихи вслух, предпочитая графическое восприятие с листа, но вот слу шать стихи они умеют необыкновенно. Од нажды я видел, как поэтесса Мила Дороте- ева и Михаил Берберов слушали стихи иракского поэта Абдула Сатара Ал-Дили- м.и. В полном молчании, нарушаемом лишь неистовым клекотом арабской речи, Бербе ров напряженно следил за губами иракца и только после окончания чтения произнес: «Много хубаво! Очень хорошо!» — что по служило самой высшей оценкой поэта,— столько чувства и искренности было вложе но в эти короткие слова. Андрей Германов... Когда я был в Болга рии, пловдивский поэт Георги Райчевски дал мне восемь книг Германова, заявив, что я все их должен прочесть. И я их про чел... Передо мной открылся удивительный мир, а я ведь думал, что более или менее знаю Болгарию... В стихах Германова волы шли, как рогатые ангелы; сломанные вет ки заставляли задумываться над большими вещами, женские силуэты трогательно и четко вырисовывались на фоне вечереющих Балканов... Нежная музыкальность и образ ность стихов Германова — своеобразны и чисты. Он говорит всегда прямо и откровен но. Может быть, лучшие любовные стихи в болгарской поэзии — это цикл Германо ва «Большие снега»... Все его творчество направлено на любовь к этому миру: «Умей поставить точку там, где крыл сиянье и рас света полыханье, пока тебя успех не закру жил и похвалы не отняли дыханье. И ярок будет каждый вкус и цвет, и будут твои помыслы огромны, и будешь долго помнить этот свет, и этот свет навек тебя запом нит!..» Христо Ганова я впервые увидел в аэро порту Софии, хотя несколько лет знал его по письмам, переводил его стихи. Наш раз говор начался с Башева, коснулся работы многих поэтов, но не так-то легко было за ставить Ганова говорить о своих стихах. А его творчество — событие не рядовое. Врач, работавший в селах Болгарии, он су мел войти в поэзию так, будто принесенная им когда-то клятва Гиппократа касалась именно поэзии. И суть его творчества лучше всего выявлена им самим в поэме «Меди цина»: «Что — человек? Цветок ли он, ко торый не выдержит и легкого дыханья? Или утес, что встал над океаном и отража ет белые валы?.. Мой учитель, давно посе девший доктор, сказал: «Ради стихов ты оставил медицину. Тебе не жаль людей?» — «Доктор,— говорю я.—Чехов тоже был вра чом. Но кому придет в голову спраши вать ■— любил ли он людей? Рассказ о люб ви может оказаться наиточнейшим диагно зом. Пьеса о любви может оказаться наи эффектнейшим лекарством. Так разве мож но делить любовь на любовь врача и поэта?..» С каждым годом поэзия Ганова взросле ет, становится мужественнее. Свидетельст во тому его книги — «Самооткрытие» (1966), «Сущность» (1967), «Красные осе ни» (1972). История входит в его творчест во, не зря он так много времени отдал ра боте над поэмами о народном герое Велко Йоячеве и государственном деятеле Алек сандре Стамболийеком. Но о чем бы он ни писал, доброта является сущностью его поэ тического мира, доброта, идущая от внут ренней чистоты, замутить которую не спо собны никакие испытания, причем доброту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2