Сибирские огни, 1974, №4
ра Ж ивкова с поэтом Дамяном П. Дамяно- вым». Встреча состоялась в июле 1973 го да. Разговаривая с автором о его творчест ве, Первый секретарь ЦК Болгарской ком мунистической партии заметил, что поэт не может не пользоваться широкой популяр ностью, если стихи его посвящены жизни народа и талантливо отражают ее... И мне вдруг вспомнилось, как однажды в П лов диве огромный, двухметрового роста, боро дач Здравко Захариев, художник-график, показывая свои работы, заметил: «Кое-кто забывает, что культура прежде всего долж на быть национальной. Норвежец, напри мер, никогда не напишет так, как это напи шет болгарин... У нас же есть определен ные попытки работать под Зап ад, что вы зывает в итоге интерес к этим художникам лишь... у нас, потому что Зап аду работы, выполненные под него, не интересны. Они хотят знать и видеть, что же умеют, что же делают сами болгары!» Именно национальным можно н азвать и все творчество Д амяна П. Д амянова. Начинавший вместе с Башевым и Д амя- новым, Любомир Левчев всегда был при вязан к самым острым, самым актуальным проблемам времени. В предисловии к од ной из своих книг он писал: «Большая поэ зия в наши дни может питаться только большой темой. И я не скрываю, что преж де всего это — политическая тема. В боль ших обобщениях — вот в чем сила поэзии!» Такие слова могли бы показаться голо словной декларацией, если бы поэт всем своим творчеством не подтвердил их. Чи тая его книги, постоянно чувствуешь, что мы живем в еще очень тревожное, неста бильное время, пронизанное вспышками ре волюций, а также, к сожалению, и раздо ров, военных путчей. Но каждое стихотво рение Левчева — утверждение нового, ком мунистического мира. И утверждение не формальное, а пронизанное чувством. По эт признается, что стихи его «...имеют одну слабость: они похожи на осужденных, го ворящих последнее слово!» Этим признани ем поэт утверждает, что политическая поэ зия — масштабная, значительная — невоз можна^ без личного сопереживания, без ду шевной боли. Не могу не процитировать одно из стихотворений Левчева полностью. Это — «Слово о веревке»: «Почему-то к аж дые ворота напоминают виселицу. Виселицу, воздвигнутую каждым перед своим порогом. Д а, конечно,— поломанные крылья не ме шают... Веревка с колодца... Назидание... А потом убийцы исчезают в ночи. Почему им всегда хотелось как можно раньше ви деть людей раскачивающимися на верев ке?... Вхожу в дом. Выхожу из дома. З а нимаюсь работой. Мало жил. Не был геро ем. Но горжусь, что нами мостили дорогу Свободы. Ветер жизни раскачивает нас, раскачивает, чтобы наши женщины плака ли, чтобы наши сыновья скрипели зубами: кто убил Петефи? кто убил Лорку? кто убил Ботева? Не уступаем ли мы место в трамвае поседевшему палачу? И действует ли он еще — закон всемирного возмез дия? Убивает ли Арес тех, кто сам уби вал?... Никаких сроков давности! — чтобы не качались повешенные на воротах в наше будущее...». К аж д ая книга поэта — «Звез ды мои» (1957), «Позиция» (1962), «При страстие» (1966), «Обсерватория» (1967), «Избранное» (1970) — пронизана вот та кой болью и силой. Если Левчев, Башев, Дамянов начинали ярко и шумно, первой книгой во весь голос заявляя о своем приходе, то Петр Караан- гов долгое время оставался почти незамет ным. Первые книги его сейчас можно рас сматривать лишь как первый, давно прой денный этап становления. Странно думать, что десять лет назад Караангову прочили путь поэта - пропагандиста. Таким поэтом стал Левчев, а Караангов пришел к лирике, к ее мягким, нежным тонам. По словам одно го литературного критика, «...начиная со стандартных вещей, Караангов имел только умение организовать этот стандарт, переводя его в разряд некой культуры, которой остался бы доволен любой средний поэт. Но там, где такой средний поэт попросту бы остановился, Караангов только начинал отсчет своих поэтических лет, своей поэти ческой работы». Я склонен думать (так, кстати, думают и многие литераторы Бол гарии), что день рождения качественно но вого поэта, поэта значительного, большого, с каждым днем, играющего все большую роль в болгарской поэзии, следует отме чать датой выхода в свет его книги «Зим ние воскресенья» (1967). Эта книга не под дается тематическому определению, в центре ее образ молодого интеллигента но вого времени с обостренной до предела чувствительностью, с неожиданными реф лексами. Караангов — лирик, и лучшие его стихи всегда говорят об удовлетворении тем, что мучительные проблемы жизни в конце концов все-таки решаются. Но в то же время сама тональность выдает радость поэта— этот мир все еще далеко не по знан!.. Великий смысл вопросов, постав ленных сегодняшним днем,— вот цель по исков и экспериментов поэзии Петра Кара- ангова. В его стихах присутствует семисот летний явор, растущий в его родном го родке Сандански (родина знамейитого С партака), обрывистые берега Струмы, ста рая чешма, которую он помнит с детства... Мир его поэзии прост и чист, он всегда реа лен, и почти любое стихотворение Караанго- ва, без преувеличений на этот счет, можно привязать к реальному месту, к реальным событиям. «Есть стихи,— сказал однажды в разго воре со мной Христо Ганов,— которые оди наково просто можно было бы написать в Австрии, в Индии или «а Севере. Стихи же Караангова написаны именно в Болгарии, они глубоко национальны. Наверное, поэ тому они и известны -в Советском Союзе, в Италии, во Франции, в Румынии, в Поль ше...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2