Сибирские огни, 1974, №4
что ли, не хватает такой любви?» Но Миля, может быть, только для того и затеяла свой роман, чтобы было о чем поговорить. И Надя милосерд но спрашивает: — Ты видела его жену? — Видела! —Миля произносит это, как «еще бы!» — Я ее выучила наизусть. Можешь себе представить красавицу с мордой белой крысы? Так это она. И вместе с тем красива. Такая уксусная на редкий спрос красота. — Он уйдет от нее? — Черта с два. Он безвольный. А эта красотка слабая и кроткая. Запомни: это самый сильный, непобедимый тип бабы. Иногда в субботу Надя с сыном ездит в гости к Миле. Она живет с матерью на окраине города в собственном доме. Это старинный дом, окруженный одичавшим, гибнущим садом. Весной, когда цветут вишни и яблони рядом с обугленными умершими деревьями, здесь и красиво, и таинственно, когда все в снегу, сада как будто нет. Нина Андреевна, мать Мили, помнит Надю еще школьницей и лю бит рассказывать, какая та была поэтическая, ласковая девочка. Она вы сокая, усохшая, в любой час хорошо одета: на руках множество бра слетов и колец. «Мама всю жизнь играет даму в пьесе из богатой жиз ни»,— говорит Миля. И это правда. Нина Андреевна никогда не выходит из этой роли. «Миля, голубушка,—говорит она,—-накрывай на стол, я принесу серебро». «Серебро»—разномастные вилки и ножи из нержавей ки, вызывает у Нади смех, как и многое другое, о чем говорит Нина Анд реевна. Она, например, обожает ругать молодежь: «Девушки курят! Кра сят лица так, что о тех, кто мал ростом, просто боишься запачкаться в трамвае». Миля слушает и пускает кольца дыма, на лице у нее, как говорит ся, живого места нет, но Нина Андреевна этого не видит. Она играет свою пьесу, и в ней у Мили нет роли, она из массовки — молоденькая девушка без особых примет. Олега Нина Андреевна тоже не замечает. В квартире три кошки, хомяк в железной клетке. Олег выпускает из клетки хомяка и пытается подружить его с кошками. Когда он садится за стол, кошки, подняв хво сты, ходят вокруг его стула. Нина Андреевна вспоминает разные истории из детских лет Нади и Мили, они втроем хохочут, и только Олег не слушает, оглядывается на кружащих кошек и потихоньку бросает им куски со стола. Наде хочется стукнуть его по затылку. — Оставь в покое кошек. Неужели тебе ни капельки неинтересно, о чем мы говорим? Миля морщится: — Ну, что ты к нему вяжешься? Что ты от него хочешь? — Хочу, чтобы у него было сердце. — Есть у него сердце,— заступается Нина Андреевна,— маленькое, спокойное, мужское сердце. Олег слушает и морщит лоб, в глазах терпение. Нельзя понять, как он относится к разговору о себе. — Сердце — среднего рода,— говорит Надя,— оно ни мужское, ни женское, оно бывает или человеческим, или бесчеловечным. Когда мне было столько лет, сколько ему сейчас, мама повела меня на фильм Чар ли Чаплина. Зал стонал от хохота, а я плакала. До сих пор не понимаю, над чем там можно смеяться. В этом доме у Нади всегда лирическое и грустное настроение. Годы бегут, жизнь меняется, давно уже нет девочек Мили и Нади, а скатерть на столе все та же, и у Нины Андреевны все так же бренчат браслеты на запястьях, и взгляд устремлен вдаль.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2