Сибирские огни, 1974, №3
Петька Кулагин в дни разгулявшейся в Чехословакии контрреволюции. Он совер шает подвиг, отстаивая, в конечном счете, завоевания отца, который когда-то первый ворвался в Прагу на своем танке, освобож дая ее от фашистов. Во имя того, чтобы «меньше было братских могил на планете», пролита эта кровь: Н ел егко н ам д а е т с я лю б ая вер ста, Н а ш т ы к а х солн ц е к р асн о е всходит... В поэме рассказывается и о трудовых атаках рабочих парней, которые подчас сродни ратным подвигам. Эпические зари совки перемежаются раздумьями автора о судьбе целого поколения современного ра бочего класса: Мы, Твои д ер е в ен ск и е дети, С копом ш л и в города От н уж ды , От родн и К сам о й ч ер н о й р або те н а свете!.. И к р у т и л а су д ьб а Н ед оу ч ен н ы х н ас, С квозь н а у к и в ед я огн евы е. И н е м ы л и теп ер ь, П р о л етар с к и й твой класс: С тал евар ы твои, Г орн овы е. Близкая к поэме «Звено», новая поэма В. Богданова радует тем, что поэт выходит за пределы ранее освоенного материала. Поэма созвучна нашему сегодняшнему дню, нашему неспокойному и величествен ному времени. И на этом пути хотелось бы пожелать автору настоящих успехов. Пока же поэма «Время» — сюжетно рыхловатое произведение, местами декларативное. Не оправданно, по-моему, вводятся ритмы и интонации расхожих куплетов. В отличие от предыдущих сборников, в книгу «Перезвон» В. Богданов включил цикл стихов ■ о природе. Природа у него одухотворена, очеловечена, Читатель встре тит у Богданова много поэтических нахо док, ярких неожиданных сравнений: В ыш ел м есяц , сго р б и л ся бобы ль. Он гл я д и тся стар ч еск и в р ек у , О п ерш и сь н а ж ел тую клю ку. или: В л у га х Т ел ен к о м белолобы м Ию ль н а п р и в я зи к р уж и л . Природа в стихах Богданова многокра сочна и многозвучна. Мы не только зри тельно представляем нарисованные в его стихах картины, но и слышим природу, чувствуем ее запахи: « з в о н к о ж е л т ы е к о л о с ь я бессмертьем солнца налиты», «овес заплакал с л е з о й з еленой» , «полдень радужно пронизан . м е д о в ы м в ы л е т о м шмеля», «высок и свеж б е р е з з е л е н ы х х ме л ь » и т. д. Нередки в новой книге В. Богданова удач но найденные емкие поэтические формулы, афоризмы: «Судить о жизни не тому, кто только что сошел с порога, а кто вернулся вновь к нему»; «И степи схожи с челове ком, и человек со степью схож»; «Соловей поет — не повторяясь, повториться — зна чит уступить...» Но наряду с несомненными удачами и на ходками, в стихах В. Богданова встречают ся и небрежные, неряшливые строки, наско ро сколоченные фразы, такие, например, как: «Я рос и ширился, как стог, и припод нял свои раздумья развилкой жизненных дорог»; «Бродит стадо, рогами тычась в го ризонт»; «Дни идут, как треллейбусы, схо жие, только с разным числом на челе». Эти примеры можно было бы и умножить. Не оправдано введение в стихи нарочито грубой лексики: Р азд в и гаю тся дал и и сл як о ть И ц ел ую т р е зи н у взасос. И л е т я т в горло н ы ти к ам Кляпом Ч ер н о зем н ы е ко м ья с колес... Вероятно, не слишком высокой требова тельностью к себе следует объяснить и то, что автор включил в сборник и такие от кровенно слабые стихи, как «Озеро», «Бес сонница», «Я помню день», «Забытый брод», «Резвятся дали» и такие стихи-декларации, как «Человек» и «Открытые лица». Хочется, чтобы меньше было в будущих книгах В. Богданова и повторений, чтобы он последовательно осуществлял им же са мим сформулированный принцип: «Повто риться — значит уступить». ЛИДИЯ ГДЛЬЦЕВД С. Смопяницкий. На земле отцов. М., «Сое. писатель», 1973. Критика никогда не обделяла вниманием книги Георгия Маркова, но сейчас впервые появилась полная, обстоятельная моногра фия С. СмОляницкого «На земле отцов», ох ватывающая все его творчество. Знаменитые слова Гете — «Чтобы узнать поэта, надо отправиться в страну поэта» являются, на мой взгляд, формулой важней шего литературоведческого принципа. В этой формуле «страна» — не только и не столько географическое понятие, но, преж де всего, весь жизненный и идейный комп лекс писателя, сам дух его творчества. С. Смоляницкий действительно глубоко проник «в страну поэта». В первой главе «Поиски и обретения» критик интересно ана лизирует мировоззренческие и художниче ские истоки в самом их зарождении — от впечатлений детства, прошедшего у писате ля в таежной деревне к северу от Томска, до самостоятельной литературной учебы у В. Шишкова и Л. Толстого. Критик исследует то новое, что внес Г. Марков своим первым романом «Строго- вы» в трактовку темы сибирского крестьян ства. Роман начинается с того, что дед Фишка и Матвей находят в тайге убитого, а при нем — золото. Золото «должно уби вать всех, кто прикоснется к нему,— пишет критик,— убивать, разорять, опустошать, приводить на край бездны. Такова литера турная традиция, которую обильно питала сама жизнь.. Но в «Строговых» происходит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2