Сибирские огни, 1974, №3

Петька Кулагин в дни разгулявшейся в Чехословакии контрреволюции. Он совер­ шает подвиг, отстаивая, в конечном счете, завоевания отца, который когда-то первый ворвался в Прагу на своем танке, освобож­ дая ее от фашистов. Во имя того, чтобы «меньше было братских могил на планете», пролита эта кровь: Н ел егко н ам д а е т с я лю б ая вер ста, Н а ш т ы к а х солн ц е к р асн о е всходит... В поэме рассказывается и о трудовых атаках рабочих парней, которые подчас сродни ратным подвигам. Эпические зари­ совки перемежаются раздумьями автора о судьбе целого поколения современного ра­ бочего класса: Мы, Твои д ер е в ен ск и е дети, С копом ш л и в города От н уж ды , От родн и К сам о й ч ер н о й р або те н а свете!.. И к р у т и л а су д ьб а Н ед оу ч ен н ы х н ас, С квозь н а у к и в ед я огн евы е. И н е м ы л и теп ер ь, П р о л етар с к и й твой класс: С тал евар ы твои, Г орн овы е. Близкая к поэме «Звено», новая поэма В. Богданова радует тем, что поэт выходит за пределы ранее освоенного материала. Поэма созвучна нашему сегодняшнему дню, нашему неспокойному и величествен­ ному времени. И на этом пути хотелось бы пожелать автору настоящих успехов. Пока же поэма «Время» — сюжетно рыхловатое произведение, местами декларативное. Не­ оправданно, по-моему, вводятся ритмы и интонации расхожих куплетов. В отличие от предыдущих сборников, в книгу «Перезвон» В. Богданов включил цикл стихов ■ о природе. Природа у него одухотворена, очеловечена, Читатель встре­ тит у Богданова много поэтических нахо­ док, ярких неожиданных сравнений: В ыш ел м есяц , сго р б и л ся бобы ль. Он гл я д и тся стар ч еск и в р ек у , О п ерш и сь н а ж ел тую клю ку. или: В л у га х Т ел ен к о м белолобы м Ию ль н а п р и в я зи к р уж и л . Природа в стихах Богданова многокра­ сочна и многозвучна. Мы не только зри­ тельно представляем нарисованные в его стихах картины, но и слышим природу, чувствуем ее запахи: « з в о н к о ж е л т ы е к о л о с ь я бессмертьем солнца налиты», «овес заплакал с л е з о й з еленой» , «полдень радужно пронизан . м е д о в ы м в ы л е т о м шмеля», «высок и свеж б е р е з з е л е н ы х х ме л ь » и т. д. Нередки в новой книге В. Богданова удач­ но найденные емкие поэтические формулы, афоризмы: «Судить о жизни не тому, кто только что сошел с порога, а кто вернулся вновь к нему»; «И степи схожи с челове­ ком, и человек со степью схож»; «Соловей поет — не повторяясь, повториться — зна­ чит уступить...» Но наряду с несомненными удачами и на­ ходками, в стихах В. Богданова встречают­ ся и небрежные, неряшливые строки, наско­ ро сколоченные фразы, такие, например, как: «Я рос и ширился, как стог, и припод­ нял свои раздумья развилкой жизненных дорог»; «Бродит стадо, рогами тычась в го­ ризонт»; «Дни идут, как треллейбусы, схо­ жие, только с разным числом на челе». Эти примеры можно было бы и умножить. Не оправдано введение в стихи нарочито грубой лексики: Р азд в и гаю тся дал и и сл як о ть И ц ел ую т р е зи н у взасос. И л е т я т в горло н ы ти к ам Кляпом Ч ер н о зем н ы е ко м ья с колес... Вероятно, не слишком высокой требова­ тельностью к себе следует объяснить и то, что автор включил в сборник и такие от­ кровенно слабые стихи, как «Озеро», «Бес­ сонница», «Я помню день», «Забытый брод», «Резвятся дали» и такие стихи-декларации, как «Человек» и «Открытые лица». Хочется, чтобы меньше было в будущих книгах В. Богданова и повторений, чтобы он последовательно осуществлял им же са­ мим сформулированный принцип: «Повто­ риться — значит уступить». ЛИДИЯ ГДЛЬЦЕВД С. Смопяницкий. На земле отцов. М., «Сое. писатель», 1973. Критика никогда не обделяла вниманием книги Георгия Маркова, но сейчас впервые появилась полная, обстоятельная моногра­ фия С. СмОляницкого «На земле отцов», ох­ ватывающая все его творчество. Знаменитые слова Гете — «Чтобы узнать поэта, надо отправиться в страну поэта» являются, на мой взгляд, формулой важней­ шего литературоведческого принципа. В этой формуле «страна» — не только и не столько географическое понятие, но, преж­ де всего, весь жизненный и идейный комп­ лекс писателя, сам дух его творчества. С. Смоляницкий действительно глубоко проник «в страну поэта». В первой главе «Поиски и обретения» критик интересно ана­ лизирует мировоззренческие и художниче­ ские истоки в самом их зарождении — от впечатлений детства, прошедшего у писате­ ля в таежной деревне к северу от Томска, до самостоятельной литературной учебы у В. Шишкова и Л. Толстого. Критик исследует то новое, что внес Г. Марков своим первым романом «Строго- вы» в трактовку темы сибирского крестьян­ ства. Роман начинается с того, что дед Фишка и Матвей находят в тайге убитого, а при нем — золото. Золото «должно уби­ вать всех, кто прикоснется к нему,— пишет критик,— убивать, разорять, опустошать, приводить на край бездны. Такова литера­ турная традиция, которую обильно питала сама жизнь.. Но в «Строговых» происходит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2