Сибирские огни, 1974, №3
У к н и ж н о й п о л к и В. Богданов. Перезвон. Стихи. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1973. Свой путь в поэзию Вячеслав Богданов начинал как поэт преимущественно деревен ской тематики. На Кемеровском совещании молодых поэтов его тепло напутствовал Василий Федоров, который в предисловии к сборнику стихов «Голубой костер» (1968) писал: «... молодой поэт близко к сердцу принял деревенскую тему. Здесь прояви лось благородное чувство душевной ответ ственности перед землей, перед ее людьми, без которого поэзия перестанет существо вать». Деревня, с которой связано тяжелое «безотцовское детство» и начало трудовой биографии, служит объектом поэтических раздумий В. Богданова и в новой книге его стихов и поэм «Перезвон». На всю жизнь запомнились поэту «кровью пахнущие зори военной... страды», когда он, тринадца тилетний подросток, впервые принимает участие в нелегком сельском труде, обуча ясь «мужскому делу — класть возы...» Уже в первом сборнике стихов «Звон ко лосьев» (1964) В. Богданов заявил о себе как поэт гражданского темперамента, ко торому близки заботы и тревоги сельского труженика. В первых его книгах чувствова лось влияние поэтики С. Есенина и А. Коль цова, слышались интонации Б. Ручьева и В. Федорова. Некоторые стихи носили отте нок вторичности, перекликаясь с широко известными образцами. Так, при чтении сти хотворения «Лошадь», например, неизбеж но возникал в памяти есенинский «красно гривый жеребенок», которого «победила стальная конница». Однако, сын деревни, В. Богданов накреп ко связал свою судьбу с рабочим индуст риальным городом. После окончания шко лы ФЗО он много лет работал слесарем- монтажником на Челябинском металлурги ческом заводе. Здесь впервые начал посе щать занятия литературного кружка, воз главляемого тогда таким же, как он, рабо чим, ныне поэтом, В. Сорокиным. Вот почему мотив завода и города есте ственно и органично возникает в его пер вых стихах, хотя в них зачастую слышат ся есенинские интонации: Я бегу с д р у зь я м и н а заво д. Но душ о й о с тал ся там , где гр я д к и П о л и вает р о зо вы й восход. Деревня, как видим, по-преж.нему близ ка и дорога поэту. Он преодолевает неко торую робость («Я запел бы о городе пес ню, да деревню обидеть боюсь») в овладе нии новой темой, и вот в его стихах впер вые появляется образ рабочего парня, зна ющего цену своим рукам, в которых «дере венская хватка живет»: Я ж и ву н а У рале, В город ищ е ж ел езн о м . З д есь п р о п и ск у м не дали, П осч и тали п олезн ы м . И от вас я не скрою , А п о х в аста ю сь даж е, Я в бр и гад е героя Не п оследн и й м о н таж н и к. Город, приобщивший к рабочей профес сии, занимает все большее место в судьбе лирического героя В. Богданова. Нет-нет да и потянет его еще «навестить родимые края», но отношение к городу резко меня ется: Я п о л ж и зн и вдали От родн ого угла... Но До боли бою сь Сам себе я П р и зн аться, То, что город теп ер ь Мне до рож е села... В стихотворениях «Родство», «Причаст ность», «А жизнь идет...», в поэме «Зависть» исчезает наметившееся было в творчестве В. Богданова противопоставление города и деревни. Его возмужавший герой как ни когда раньше ощутил кровную, органиче скую связь между ними: Хоть ж и в у я Под у р ал ь ск и м небом, У огня Лю дей м астер о в ы х , Но к о гд а я П р и касаю сь к хлебу. В спом инаю зем л я к о в свои х.., Я вдал и от отчи ны , Но все ж е С ней к р еп к а С вязую щ ая нить! Ну, ск аж и те, лю ди, Р а зв е м ож но Н адвое Р о ссию поделить?- В поэме «Время», ранее публиковавшейся в журнале «Молодая гвардия» под назва нием «Рабочая высота», слились думы поэ та о нашем вчера и сегодня, о нераздель ности времени, о сегодняшнем молодом по колении, продолжающем традиции своих отцов: П ер ед ал и отцы нам и славу, И с т а т ь — К ровью в зя т ы х вы сот Не у тр ати м . На своем боевом посту, выполняя воин ский долг, погибает один из героев поэмы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2