Сибирские огни, 1974, №3

У к н и ж н о й п о л к и В. Богданов. Перезвон. Стихи. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1973. Свой путь в поэзию Вячеслав Богданов начинал как поэт преимущественно деревен­ ской тематики. На Кемеровском совещании молодых поэтов его тепло напутствовал Василий Федоров, который в предисловии к сборнику стихов «Голубой костер» (1968) писал: «... молодой поэт близко к сердцу принял деревенскую тему. Здесь прояви­ лось благородное чувство душевной ответ­ ственности перед землей, перед ее людьми, без которого поэзия перестанет существо­ вать». Деревня, с которой связано тяжелое «безотцовское детство» и начало трудовой биографии, служит объектом поэтических раздумий В. Богданова и в новой книге его стихов и поэм «Перезвон». На всю жизнь запомнились поэту «кровью пахнущие зори военной... страды», когда он, тринадца­ тилетний подросток, впервые принимает участие в нелегком сельском труде, обуча­ ясь «мужскому делу — класть возы...» Уже в первом сборнике стихов «Звон ко­ лосьев» (1964) В. Богданов заявил о себе как поэт гражданского темперамента, ко­ торому близки заботы и тревоги сельского труженика. В первых его книгах чувствова­ лось влияние поэтики С. Есенина и А. Коль­ цова, слышались интонации Б. Ручьева и В. Федорова. Некоторые стихи носили отте­ нок вторичности, перекликаясь с широко­ известными образцами. Так, при чтении сти­ хотворения «Лошадь», например, неизбеж­ но возникал в памяти есенинский «красно­ гривый жеребенок», которого «победила стальная конница». Однако, сын деревни, В. Богданов накреп­ ко связал свою судьбу с рабочим индуст­ риальным городом. После окончания шко­ лы ФЗО он много лет работал слесарем- монтажником на Челябинском металлурги­ ческом заводе. Здесь впервые начал посе­ щать занятия литературного кружка, воз­ главляемого тогда таким же, как он, рабо­ чим, ныне поэтом, В. Сорокиным. Вот почему мотив завода и города есте­ ственно и органично возникает в его пер­ вых стихах, хотя в них зачастую слышат­ ся есенинские интонации: Я бегу с д р у зь я м и н а заво д. Но душ о й о с тал ся там , где гр я д к и П о л и вает р о зо вы й восход. Деревня, как видим, по-преж.нему близ­ ка и дорога поэту. Он преодолевает неко­ торую робость («Я запел бы о городе пес­ ню, да деревню обидеть боюсь») в овладе­ нии новой темой, и вот в его стихах впер­ вые появляется образ рабочего парня, зна­ ющего цену своим рукам, в которых «дере­ венская хватка живет»: Я ж и ву н а У рале, В город ищ е ж ел езн о м . З д есь п р о п и ск у м не дали, П осч и тали п олезн ы м . И от вас я не скрою , А п о х в аста ю сь даж е, Я в бр и гад е героя Не п оследн и й м о н таж н и к. Город, приобщивший к рабочей профес­ сии, занимает все большее место в судьбе лирического героя В. Богданова. Нет-нет да и потянет его еще «навестить родимые края», но отношение к городу резко меня­ ется: Я п о л ж и зн и вдали От родн ого угла... Но До боли бою сь Сам себе я П р и зн аться, То, что город теп ер ь Мне до рож е села... В стихотворениях «Родство», «Причаст­ ность», «А жизнь идет...», в поэме «Зависть» исчезает наметившееся было в творчестве В. Богданова противопоставление города и деревни. Его возмужавший герой как ни­ когда раньше ощутил кровную, органиче­ скую связь между ними: Хоть ж и в у я Под у р ал ь ск и м небом, У огня Лю дей м астер о в ы х , Но к о гд а я П р и касаю сь к хлебу. В спом инаю зем л я к о в свои х.., Я вдал и от отчи ны , Но все ж е С ней к р еп к а С вязую щ ая нить! Ну, ск аж и те, лю ди, Р а зв е м ож но Н адвое Р о ссию поделить?- В поэме «Время», ранее публиковавшейся в журнале «Молодая гвардия» под назва­ нием «Рабочая высота», слились думы поэ­ та о нашем вчера и сегодня, о нераздель­ ности времени, о сегодняшнем молодом по­ колении, продолжающем традиции своих отцов: П ер ед ал и отцы нам и славу, И с т а т ь — К ровью в зя т ы х вы сот Не у тр ати м . На своем боевом посту, выполняя воин­ ский долг, погибает один из героев поэмы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2