Сибирские огни, 1974, №3
зиму и весну 1941— 1942 гг. Конечно, мы по нимали, что самодеятельность предпочитает теории практику. Поэтому теория была све дена к самым основным требованиям сцени ческого искусства. Наша программа включала в себя общие сведения по истории театра, основные на правления в сценическом искусстве, поста новку голоса, дикцию, движение, художест венное чтение, драматические отрывки. Мы строили занятия по системе К- С. Станис лавского, большое внимание уделяя этюдам и импровизации, учитывая возможность их показа зрителям, хотя бы только «мамам» и «папам». Спустя год, прошедший в интенсивных и плодотворных занятиях, нам предложили показать работу тогдашнему секретарю об кома партии М. В. Кулагину. — Вероятно, вы хотите, чтоб у вас был свой театр?— спросил он после просмотра. Все возбужденно заговорили: — Да, да, конечно! Будем работать днем и ночью! — Ну, что ж... Попробуем что-нибудь сде лать... Окрыленные надеждой, самодеятельные актеры сумели в короткий срок приготовить два спектакля: «Домик в Черкизове» («До мик на окраине») А. Арбузова и «Самоду ры» К. Гольдони. Благодаря хлопотам М. В. Кулагина мо лодой театр был введен в систему государ ственных театров со своим бюджетом. Это произошло 8 февраля 1943 года, а 21 мая мы сдали свой первый спектакль—«До мик в Черкизове». Он был принят очень со чувственно. Теперь надо было ожидать, ког да будут готовы декорации, чтобы вынести спектакль на зрителя. Должен сказать, что главная заслуга в создании молодежного коллектива принад лежала Гзовской. В стужу и ветер, в лютый мороз и в дождь— никогда не прерывала она занятий со своими питомцами, постоян но заботилась о том, чтобы укрепить у сту дийцев высокое чувство советского патрио тизма, сознание своего гражданского долга, внушала им принципы поведения, которые проповедовались ее учителем и наставником К. С. Станиславским. Гзовская призывала своих учеников помнить о тяжелых испыта ниях, переживаемых Родиной, трудиться са мозабвенно в далеком тылу, где в холодных заводских цехах также ковалась победа над врагом. Она часто повторяла слова Станис лавского: «...если ваше сердце студийца пол но понимания ценности своей земной твор ческой жизни, то оно полно и первой лю бовью человека—любовью к своей Родине»; «В каждом артисте должна быть сила отре шения от личного, которая учит поднимать ся к героическому напряжению духа». В среде студийцев всегда царила атмосфе ра дружбы, взаимопомощи и требовательно сти. Конечно, Гзовская не забывала и об основах драматического искусства: пластиче ски выразительного движения, правильной, значительной и красивой речи, общего куль турного развития. Я иногда опасался: не от пугнут ли молодежь столь повышенные тре- 12 . С и б и р ски е о гн и № 3. бования, не заставят ли искать «легких» пу тей в искусстве? Но оказалось, что именно такая требовательность крепче сплачивала людей, разных по характеру и склонностям, способствовала созданию настоящей твор ческой атмосферы. Помню, как Гзовская готовила некрасов ский «Зеленый шум». Ее увлекательные разъяснения к этому произведению очень напоминали мне мое собственное «театраль ное» детство во МХАТе, когда Леопольд Антонович Сулержицкий вводил нас в «Си- ную птицу» на роли... «Тарелок». Казалось бы, что можно придумать в такой «.роли»? А вот Сулер придумал. Он сумел убедить нас, что все «Тарелки» не одинаковы по ха рактеру. Пока они не «пробуждены» для жизни в сказке, а остаются просто тарелка ми,— они все одинаковы. Но как только «проснулись» для какой-то своей, сказочной, жизни, они приобретают особые качества и начинают проявлять свой строго индивиду альный характер: одна спокойна и движется равномерно, без рывков; другая—порывиста, нервна, даже подпрыгивает; третья—все время как бы стремится вырваться, «выбро ситься» на пол. Вот и Ольга Владимировна Гзовская об ладала такой способностью внушить, напри мер, особые представления о том, кто про износит некрасовские слова. Впоследствии одна из наиболее талантливых студиек Лю ба Лунева записала: «...Теперь, весной, когда журчат ручьи, пахнет свежей травой, когда ветер шеле стит молодыми листьями, я невольно вспо минаю, как мы читали хором в первый год учебы: Идет, гуд ет зе л е н ы й ш ум , З ел ен ы й ш ум , в есе н н и й ш ум ... И шум то нарастал, то затихал, как поры вы ветра,— казалось, волнуются, трепещут весенние русские рощи и перелески. «Шу мит тростинка малая»,— читала я, а низкий женский контральто подхватывал: «Шумит высокий клен». И сейчас перед глазами сто ит одухотворенное лицо нашего «дирижера» Гзовской. Так мы познавали «азы», так учи лись понимать, что театр—искусство кол лективное... Студийцы острили, что «у Гзовской даже дубы делаются талантливыми»! Да, терпе нию и настойчивости этого человека прихо дилось лишь удивляться. Она могла рабо тать в студии много часов подряд и, каза лось, никогда не уставала. Словно в ее сер дце существовала постоянно туго натяну тая струна, которая на любое движение, на любую мысль отвечала точной нотой. А как она показывала, работая над ролью с моло дыми актерами!.. Каждый из нас от встреч с Ольгой Владимировной уносил в сердце частицу радости, которой было так много у нее, человека-художника...» А вот что писал другой человек, Николай Николаевич Ларионов, самый юный артист Художественного театра, попавший к Гзов- скбй в обучение значительно раньше, когда театр готовил постановку «Мнимого больно го» Мольера:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2