Сибирские огни, 1974, №3
Увы, не только Жуковский и Скоробога- тов ■— ушли от нас за минувшие десятиле тия Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов, JI. С. Вивьен, Е. И. Тиме, Н. С. Рашевская, чье искусство осталось жить в истории совет ского реалистического театра... * * * С первых же дней большой размах получи ло шефство театра над воинами, которые отправлялись на фронт, и над госпиталями, размещенными в Новосибирске. Из тех, кто бывал там почти постоянно, я могу с пол ным правом в первую очередь назвать за служенную артистку РСФСР Елизавету Ти мофеевну Жихареву. Все тепло своего серд ца, весь свой талант большого художника сцены отдавала она раненым, переходя из палаты в палату, вдохновляя воинов своим проникновенным чтением, горячими слова ми женщины-матери. Часто посещали госпитали народная ар тистка СССР Екатерина Павловна Корча гина-Александровская, заслуженные арти стки РСФСР Наталья Сергеевна Рашев ская и Евгения Михайловна Вольф-Изра- эль, Ольга Владимировна Гзовская и мно гие другие. Мы с Гзовской отдавали много времени и сил художественной самодеятельности в воинских подразделениях, участвовали в различных комиссиях, утверждавших кон цертные программы, и непосредственно го товили их. Так было, в частности, у связистов, ко торые размещались в соборе иа площади у облисполкома, где теперь находится студия кинохроники. Обычно, отыскав какой-либо скетч (на пример, «Балтийский мичман») на 30—40 минут, мы присоединяли к нему сольные номера: пение, чтение, игру на музыкаль ных инструментах, танцы и т. д. Так созда валась программа на час-полтора. Иногда мы готовили, при наличии подходящих ис полнителей, сцены из классической драма тургии, например, сцену у фонтана из «Бо риса Годунова» или сцену Телятева и Ли дии Чебоксаровой из «Бешеных денег» Островского. В других случаях это бывали старинные водевили — «Взаимное обучение» или «Бла готворительница». Работали мы у связи стов с огромным подъемом, нередко за пол ночь. В каждой программе обязательно были частушки или куплеты «на злобу дня», их сочиняла для своих «подшефных» Ольга Владимировна Гзовская. Аппараты Морзе четко Ставят знаки: тик-так-так... Пляшет Гитлер так чечетку. Не согреется никак. Снег — помощник для связиста. Холод — тоже верный друг, Свяжет крепко он фаш иста Влево, вправо и вокруг... Таких куплетов было множество, к ним Гзовская напела и мелодию, записанную Оскаром Фельцманом. Связисты с увлече нием распевали тек^т, непритязательность которого была ясйй и самой составитель нице. Но и такие строки были посильным откликом на фронтовые события, особенно на битву под Москвой, на Сталинградскую эпопею, на героический подвиг Ленингра да... Так шли дни за днями. Но едва мы ус певали сдружиться с «подшефными», как, придя на очередную встречу, слышали лишь гулкий звук наших собственных шагов: ока зывается, группа, с которой мы- работали, была погружена ночью в вагоны и отправи лась на запад. Так за время нашего пребывания в Ново сибирске мы подготовили семь самодеятель ных групп, но только с одним или двумя связистами нам довелось снова встретиться впоследствии. Конечно, мы понимали, что наши заня тия и их результаты призваны только об легчить, хоть в самой малой степени, суро вую жизнь воинов, и не рассчитывали ча высокие художественные достижения (да им и развиться времени не было!). Мы про сто выполняли свой долг. Не могу не вспомнить некоторых участ ников самодеятельности. Вот двое, играв шие «балтийских мичманов» в скетче: высо кие, стройные, атлетически сложенные. Один — блондин, другой — шатен; первый ■— с небольшими усиками, второй, — бри тый; один -— спокойный, заряженный ка кой-то внутренней энергией, другой — с по стоянно вспыхивающими глазами, порыви стый. Их имена не удержала память, но от четливо представляю себе обоих — из од ной и той же группы, два исполнителя на одну роль. Такую роскошь редко предоставляет нам жизнь. То ни одного «мичмана», а тут сра зу два! Оба очень хорошо исполняли эту роль, а участницы-связистки были все в них влюб лены. Все это было — и «мичманы», и связи стки... А потом, на очередном занятии — глядь — нет ни наших «мичманов», ни связисток, — вся группа уже давно погрузилась в эше лон, и след ее простыл... В театре им. А. С. Пушкина организовал ся фронтовой филиал. Его возглавила ныне народная артистка РСФСР Е. П. Каряки на. В разное время в состав филиала вхо дили Н. К- Черкасов, К- В. Скоробогатов, А. Ф. Борисов, К- И. Адашевский, К- С. Ка- линис и другие. Постоянным и активным участником этой группы был талантливый слепой баянист-новосибирец Иван Маланин, чье музыкальное оформление всегда укра шало концертную программу. Он выступал и как солист, став любимцем многотысячной аудитории. Особенной популярностью на фронте и в тылу пользовался музыкально-сатирический дуэт «Огонь по врагу». Борисов и Адашев ский изображали двух бойцов — Шмель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2