Сибирские огни, 1974, №3

Увы, не только Жуковский и Скоробога- тов ■— ушли от нас за минувшие десятиле­ тия Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов, JI. С. Вивьен, Е. И. Тиме, Н. С. Рашевская, чье искусство осталось жить в истории совет­ ского реалистического театра... * * * С первых же дней большой размах получи­ ло шефство театра над воинами, которые отправлялись на фронт, и над госпиталями, размещенными в Новосибирске. Из тех, кто бывал там почти постоянно, я могу с пол­ ным правом в первую очередь назвать за­ служенную артистку РСФСР Елизавету Ти­ мофеевну Жихареву. Все тепло своего серд­ ца, весь свой талант большого художника сцены отдавала она раненым, переходя из палаты в палату, вдохновляя воинов своим проникновенным чтением, горячими слова­ ми женщины-матери. Часто посещали госпитали народная ар­ тистка СССР Екатерина Павловна Корча­ гина-Александровская, заслуженные арти­ стки РСФСР Наталья Сергеевна Рашев­ ская и Евгения Михайловна Вольф-Изра- эль, Ольга Владимировна Гзовская и мно­ гие другие. Мы с Гзовской отдавали много времени и сил художественной самодеятельности в воинских подразделениях, участвовали в различных комиссиях, утверждавших кон­ цертные программы, и непосредственно го­ товили их. Так было, в частности, у связистов, ко­ торые размещались в соборе иа площади у облисполкома, где теперь находится студия кинохроники. Обычно, отыскав какой-либо скетч (на­ пример, «Балтийский мичман») на 30—40 минут, мы присоединяли к нему сольные номера: пение, чтение, игру на музыкаль­ ных инструментах, танцы и т. д. Так созда­ валась программа на час-полтора. Иногда мы готовили, при наличии подходящих ис­ полнителей, сцены из классической драма­ тургии, например, сцену у фонтана из «Бо­ риса Годунова» или сцену Телятева и Ли­ дии Чебоксаровой из «Бешеных денег» Островского. В других случаях это бывали старинные водевили — «Взаимное обучение» или «Бла­ готворительница». Работали мы у связи­ стов с огромным подъемом, нередко за пол­ ночь. В каждой программе обязательно были частушки или куплеты «на злобу дня», их сочиняла для своих «подшефных» Ольга Владимировна Гзовская. Аппараты Морзе четко Ставят знаки: тик-так-так... Пляшет Гитлер так чечетку. Не согреется никак. Снег — помощник для связиста. Холод — тоже верный друг, Свяжет крепко он фаш иста Влево, вправо и вокруг... Таких куплетов было множество, к ним Гзовская напела и мелодию, записанную Оскаром Фельцманом. Связисты с увлече­ нием распевали тек^т, непритязательность которого была ясйй и самой составитель­ нице. Но и такие строки были посильным откликом на фронтовые события, особенно на битву под Москвой, на Сталинградскую эпопею, на героический подвиг Ленингра­ да... Так шли дни за днями. Но едва мы ус­ певали сдружиться с «подшефными», как, придя на очередную встречу, слышали лишь гулкий звук наших собственных шагов: ока­ зывается, группа, с которой мы- работали, была погружена ночью в вагоны и отправи­ лась на запад. Так за время нашего пребывания в Ново­ сибирске мы подготовили семь самодеятель­ ных групп, но только с одним или двумя связистами нам довелось снова встретиться впоследствии. Конечно, мы понимали, что наши заня­ тия и их результаты призваны только об­ легчить, хоть в самой малой степени, суро­ вую жизнь воинов, и не рассчитывали ча высокие художественные достижения (да им и развиться времени не было!). Мы про­ сто выполняли свой долг. Не могу не вспомнить некоторых участ­ ников самодеятельности. Вот двое, играв­ шие «балтийских мичманов» в скетче: высо­ кие, стройные, атлетически сложенные. Один — блондин, другой — шатен; первый ■— с небольшими усиками, второй, — бри­ тый; один -— спокойный, заряженный ка­ кой-то внутренней энергией, другой — с по­ стоянно вспыхивающими глазами, порыви­ стый. Их имена не удержала память, но от­ четливо представляю себе обоих — из од­ ной и той же группы, два исполнителя на одну роль. Такую роскошь редко предоставляет нам жизнь. То ни одного «мичмана», а тут сра­ зу два! Оба очень хорошо исполняли эту роль, а участницы-связистки были все в них влюб­ лены. Все это было — и «мичманы», и связи­ стки... А потом, на очередном занятии — глядь — нет ни наших «мичманов», ни связисток, — вся группа уже давно погрузилась в эше­ лон, и след ее простыл... В театре им. А. С. Пушкина организовал­ ся фронтовой филиал. Его возглавила ныне народная артистка РСФСР Е. П. Каряки­ на. В разное время в состав филиала вхо­ дили Н. К- Черкасов, К- В. Скоробогатов, А. Ф. Борисов, К- И. Адашевский, К- С. Ка- линис и другие. Постоянным и активным участником этой группы был талантливый слепой баянист-новосибирец Иван Маланин, чье музыкальное оформление всегда укра­ шало концертную программу. Он выступал и как солист, став любимцем многотысячной аудитории. Особенной популярностью на фронте и в тылу пользовался музыкально-сатирический дуэт «Огонь по врагу». Борисов и Адашев­ ский изображали двух бойцов — Шмель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2