Сибирские огни, 1974, №3
Искусетво Владимир Гайдаров, заслуженный артист РСФСР ПАМЯТНЫЕ ГОДЫ ...Наступило двадцать второе июня 1941 года. В городе Ленина с каждым днем стано вилось тревожнее. Правда, спектакли в те атрах шли ежедневно, но все сотрудники уже были переведены на казарменное по ложение. Все чаще чистое небо Ленингра да бороздили фашистские самолеты-развед чики. Вечерами по улицам города проплывали неуклюжие аэростаты воздушного заграж дения. Утро приходило вместе с глухим стуком молотков. Строились завалы и препятствия вокруг многочисленных памятников, около витрин магазинов. На улицах и перекрестках торопливо воз водились дзоты; в садах и палисадниках людей обучали военному делу, а в жилых домах занимались курсы санитарок и мед сестер. Некоторые учреждения культуры уже на правлялись на восток... Было получено ука зание: театр имени А. С. Пушкина должен в трехдневный срок покинуть город. И 17 августа, под вечер, все мы были на колесах и тронулись в дальний, полный неизвестно сти путь. Что ждало нас — вряд ли кто мог ска зать, был известен лишь конечный пункт Новосибирск, куда еще раньше направи лись наши представители. Им поручалось установить — в состоянии ли город принять нас и обеспечить рабочее место такому крупному театральному кол лективу. «Разведчиками» были актеры Алек сей Александрович Ян и Александр Вален тинович Чекаевский и администратор теат ра Николай Васильевич Евстигнеев. Наш путь продолжался три долгие не дели. В ночь на 3 сентября огромный эше лон медленно подошел к перрону новоси бирского вокзала. Все было залито ослеп ляющим светом прожекторов. Мы вышли из вагонов и тотчас очутились в объятиях новосибирцев... Все выяснилось и уточнилось на другой же день: и жилье, и рабочее место — при готовлены! Назавтра мы уже были в предоставлен ном нам помещении театра «Красный факел» и могли начинать репетиции. Мы сознавали, что сердечному радушию сибиряков надо ответить таким же сердеч ным теплом, полной самоотдачей на сцени ческих подмостках. Такой мыслью жил каж дый из нас. Но прежде всего, это был наш долг перед театральной молодежью, ушед шей еще в городе Ленина на защиту Роди ны. В Новосибирске пушкинцы поставили и возобновили спектакли, непосредственно откликавшиеся на грозные события войны или трактующие патриотическую тему: «Фронт» Корнейчука, «Русские люди» Си монова, «Мой сын» Гергеля и Литовского, «Нашествие» Леонова, «Полководец Суво ров» Бахтерева и Разумовского и др. В пер вых двух спектаклях прекрасно, с тонким пониманием души русского человека, игра ли артисты 10. В. Толубеев и, ныне покой ный, Б. Е. Жуковский. Ушел от нас и заме чательный исполнитель роли Суворова — Константин Васильевич Скоробогатов. Именно ему, глубокому художнику, посча стливилось создать образ великого Лени на...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2