Сибирские огни, 1974, №3

Искусетво Владимир Гайдаров, заслуженный артист РСФСР ПАМЯТНЫЕ ГОДЫ ...Наступило двадцать второе июня 1941 года. В городе Ленина с каждым днем стано­ вилось тревожнее. Правда, спектакли в те­ атрах шли ежедневно, но все сотрудники уже были переведены на казарменное по­ ложение. Все чаще чистое небо Ленингра­ да бороздили фашистские самолеты-развед­ чики. Вечерами по улицам города проплывали неуклюжие аэростаты воздушного заграж­ дения. Утро приходило вместе с глухим стуком молотков. Строились завалы и препятствия вокруг многочисленных памятников, около витрин магазинов. На улицах и перекрестках торопливо воз­ водились дзоты; в садах и палисадниках людей обучали военному делу, а в жилых домах занимались курсы санитарок и мед­ сестер. Некоторые учреждения культуры уже на­ правлялись на восток... Было получено ука­ зание: театр имени А. С. Пушкина должен в трехдневный срок покинуть город. И 17 августа, под вечер, все мы были на колесах и тронулись в дальний, полный неизвестно­ сти путь. Что ждало нас — вряд ли кто мог ска­ зать, был известен лишь конечный пункт Новосибирск, куда еще раньше направи­ лись наши представители. Им поручалось установить — в состоянии ли город принять нас и обеспечить рабочее место такому крупному театральному кол­ лективу. «Разведчиками» были актеры Алек­ сей Александрович Ян и Александр Вален­ тинович Чекаевский и администратор теат­ ра Николай Васильевич Евстигнеев. Наш путь продолжался три долгие не­ дели. В ночь на 3 сентября огромный эше­ лон медленно подошел к перрону новоси­ бирского вокзала. Все было залито ослеп­ ляющим светом прожекторов. Мы вышли из вагонов и тотчас очутились в объятиях новосибирцев... Все выяснилось и уточнилось на другой же день: и жилье, и рабочее место — при­ готовлены! Назавтра мы уже были в предоставлен­ ном нам помещении театра «Красный факел» и могли начинать репетиции. Мы сознавали, что сердечному радушию сибиряков надо ответить таким же сердеч­ ным теплом, полной самоотдачей на сцени­ ческих подмостках. Такой мыслью жил каж­ дый из нас. Но прежде всего, это был наш долг перед театральной молодежью, ушед­ шей еще в городе Ленина на защиту Роди­ ны. В Новосибирске пушкинцы поставили и возобновили спектакли, непосредственно откликавшиеся на грозные события войны или трактующие патриотическую тему: «Фронт» Корнейчука, «Русские люди» Си­ монова, «Мой сын» Гергеля и Литовского, «Нашествие» Леонова, «Полководец Суво­ ров» Бахтерева и Разумовского и др. В пер­ вых двух спектаклях прекрасно, с тонким пониманием души русского человека, игра­ ли артисты 10. В. Толубеев и, ныне покой­ ный, Б. Е. Жуковский. Ушел от нас и заме­ чательный исполнитель роли Суворова — Константин Васильевич Скоробогатов. Именно ему, глубокому художнику, посча­ стливилось создать образ великого Лени­ на...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2