Сибирские огни, 1974, №3

•сателях биобиблиографические сведения иногда даются пространно-описательно, без отбора существенного и необходимого для характеристики их творчества. «Ранние литературные опыты Гребенщи­ кова,— рассказывает В. Трушкин,— соста­ вили его первую небольшую книжечку эс­ кизных зарисовок под названием «Отголос­ ки сибирских окраин», вышедшую в 1906 году в Семипалатинске. За ней последовала упоминавшаяся уже драматическая поэма в пяти действиях «Сын народа». Пьеса име­ ла успех. Она шла на сценах многих сибир­ ских городов...» Почти все сведения такого рода легко по­ лучить из библиографического справочника под редакцией К. Д. Муратовой. А вот о том, что это за книги по содержанию, ска­ зано более чем туманно. Определение — «эскизные зарисовки» — ровным счетом ни­ чего на-м не говорит, ибо зарисовки могут быть и бессодержательными, и содержатель­ ными. «Отголоски...» Гребенщикова, напри­ мер, были направлены в основном против непопулярной в народе русско-японской вой­ ны. В рассказе «Наяву бредят», написанном в 1904 — 1905 годах, герой приходит к горь­ ким мыслям: «Да, мы все в бреду... Вся Россия в бреду, в ненормальном состоя­ нии... Полечиться бы нам надо». А эпиграф к рассказу взят из Л. Андреева и начинает­ ся такими словами: «Я не понимаю войны...» О пьесе «Сын народа» у В. Трушкина только и сказано, что она «проникнута своеобразными руссоистскими настроения­ ми», да еще добавлено, что «содержание ее Гребенщиков рассказывал Л. Толстому» (приведена цитата из дневника Л. Толсто­ го). Во-первых, в записи Л. Толстого ничего нет о содержании пьесы, и вообще неизвест­ но, зачем этот факт тут приведен. Во-вто­ рых, так и осталось непонятным, почему пьеса пользовалась успехом во многих го­ родах Сибири. Неужели за «руссоистские настроения»? На самом деле, это пьеса о молодом крестьянине, рвущемся к знаниям, читающем Толстого и Достоевского, Дарви­ на и Энгельса. Пьеса наивна и многослов­ на, но в пей «сын народа», приехав в город и полюбив девушку не своей среды, начина­ ет понимать, что он чужд городским обра­ зованным господам, и решает вернуться в родную деревню. В конце пьесы он за­ явит: «Я не должен принадлежать никому, кроме тех, чьи слезы горше слез любви». Видимо, это искреннее стремление героя из крестьян отдать всего себя своему страда­ ющему народу и вызывало симпатии демо­ кратически настроенного зрителя городов Сибири. Далее о Гребенщикове у В. Трушкина го­ ворится: «14 декабря 1908 года он выпустил пер­ вый номер созданной им газеты «Омское слово». Весной газета была закрыта «за вредное направление», а дерзкий редактор и ее издатель упрятаны на две недели в тюрьму. После освобождения из заключения писатель уезжает на все лето на Алтай». Этот последний биографический факт — человек поехал отдохнуть — особенно тро­ гателен. Он самому-то автору ни для чего потом не понадобился. Между тем газета, в самый разгул реакции просуществовавшая полгода и вызвавшая неудовольствие на­ чальства, никак не заинтересовала исследо­ вателя. А ведь газета, редакторами которой попеременно были молодые писатели — Г. Гребенщиков и А. Жиляков,— оказалась по преимуществу литературной В ней толь­ ко Гребенщиков опубликовал около тридца­ ти разных рассказов, эскизов, очерков, ста­ тей, театральных и литературных рецензий, свыше десяти раз выступал А. Жиляков, неоднократно печатались И. Тачалов, Г. Вят- кин, социал-демократ поэт И. Модзалевский и другие. Газету в целом и выступления в ней Гребенщикова, видимо, целесообразней было бы как-то охарактеризовать, вместо того чтобы сообщать, что писатель побы­ вал у Л. Толстого и летом съездил на Алтай. Никто не возражает против самих под­ робностей, они наполняют книгу неповтори­ мым духом времени, но, вероятно, должна быть всякий раз видна их подчиненность общей задаче исследования, в противном случае в книгу незаметно «влезает» то, что называют описательностью. В. Трушкин неоднократно подчеркивает, что «литературно-художественные альмана­ хи и сборники — это этапные, краеуголь­ ные вехи, по которым хорошо можно про­ следить становление молодой литературы Сибири», что они «позволяют осмыслить... процесс движения литературы во всем его реальном богатстве» и т. п. К сожалению, с этим положением трудно согласиться. В Сибири исключительное значение для ста­ новления и развития литературы имели еще и газеты. Без учета литературных материа­ лов сибирских газет, которые, как правило, нигде и никем не описаны, очень трудно осмыслить процесс движения литературы во всем ее богатстве. По альманахам и сборникам В. Шишков может быть представлен лишь одним очер­ ком «На Бие», а к этому времени он был уже автором нескольких десятков произве­ дений — рассказов, очерков, аллегорий, ста­ тей и рецензий. Книга А. Новоселова «Лицо моей родины», высоко оцененная А. М. Горьким, целиком появилась в газетах 1909 — 1914 годов. Поэтическое творчество И. Тачалова до сих пор изучается в преде­ лах 1910 года (года выхода его книги «Ак­ корды мысли»), все последующее погребе­ но в газетах и пока никем не поднято, хо­ тя уже несколько сибирских.литературове­ дов изучали его творчество монографически. В. Трушкин, цитируя поэму «Два мира», вы­ нужден ссылаться на рукопись поэта, хра­ нящуюся в ЦГАЛИ , а ведь она стала фак­ том литературы 1912 года (см. «Жизнь Ал­ тая», №№ 151 и 157). Талантливый прозаик А. Жиляков, опубликовавший в газетах большое количество рассказов, не попал по каким-то причинам ни в один сборник, не успел он также издать ни одной книжки, потому и оказался вне ноля зрения исследо­ вателя. Из книги В. Трушкина, можно ска­ зать, выпала вся критика, сосредоточенная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2