Сибирские огни, 1974, №3
•сателях биобиблиографические сведения иногда даются пространно-описательно, без отбора существенного и необходимого для характеристики их творчества. «Ранние литературные опыты Гребенщи кова,— рассказывает В. Трушкин,— соста вили его первую небольшую книжечку эс кизных зарисовок под названием «Отголос ки сибирских окраин», вышедшую в 1906 году в Семипалатинске. За ней последовала упоминавшаяся уже драматическая поэма в пяти действиях «Сын народа». Пьеса име ла успех. Она шла на сценах многих сибир ских городов...» Почти все сведения такого рода легко по лучить из библиографического справочника под редакцией К. Д. Муратовой. А вот о том, что это за книги по содержанию, ска зано более чем туманно. Определение — «эскизные зарисовки» — ровным счетом ни чего на-м не говорит, ибо зарисовки могут быть и бессодержательными, и содержатель ными. «Отголоски...» Гребенщикова, напри мер, были направлены в основном против непопулярной в народе русско-японской вой ны. В рассказе «Наяву бредят», написанном в 1904 — 1905 годах, герой приходит к горь ким мыслям: «Да, мы все в бреду... Вся Россия в бреду, в ненормальном состоя нии... Полечиться бы нам надо». А эпиграф к рассказу взят из Л. Андреева и начинает ся такими словами: «Я не понимаю войны...» О пьесе «Сын народа» у В. Трушкина только и сказано, что она «проникнута своеобразными руссоистскими настроения ми», да еще добавлено, что «содержание ее Гребенщиков рассказывал Л. Толстому» (приведена цитата из дневника Л. Толсто го). Во-первых, в записи Л. Толстого ничего нет о содержании пьесы, и вообще неизвест но, зачем этот факт тут приведен. Во-вто рых, так и осталось непонятным, почему пьеса пользовалась успехом во многих го родах Сибири. Неужели за «руссоистские настроения»? На самом деле, это пьеса о молодом крестьянине, рвущемся к знаниям, читающем Толстого и Достоевского, Дарви на и Энгельса. Пьеса наивна и многослов на, но в пей «сын народа», приехав в город и полюбив девушку не своей среды, начина ет понимать, что он чужд городским обра зованным господам, и решает вернуться в родную деревню. В конце пьесы он за явит: «Я не должен принадлежать никому, кроме тех, чьи слезы горше слез любви». Видимо, это искреннее стремление героя из крестьян отдать всего себя своему страда ющему народу и вызывало симпатии демо кратически настроенного зрителя городов Сибири. Далее о Гребенщикове у В. Трушкина го ворится: «14 декабря 1908 года он выпустил пер вый номер созданной им газеты «Омское слово». Весной газета была закрыта «за вредное направление», а дерзкий редактор и ее издатель упрятаны на две недели в тюрьму. После освобождения из заключения писатель уезжает на все лето на Алтай». Этот последний биографический факт — человек поехал отдохнуть — особенно тро гателен. Он самому-то автору ни для чего потом не понадобился. Между тем газета, в самый разгул реакции просуществовавшая полгода и вызвавшая неудовольствие на чальства, никак не заинтересовала исследо вателя. А ведь газета, редакторами которой попеременно были молодые писатели — Г. Гребенщиков и А. Жиляков,— оказалась по преимуществу литературной В ней толь ко Гребенщиков опубликовал около тридца ти разных рассказов, эскизов, очерков, ста тей, театральных и литературных рецензий, свыше десяти раз выступал А. Жиляков, неоднократно печатались И. Тачалов, Г. Вят- кин, социал-демократ поэт И. Модзалевский и другие. Газету в целом и выступления в ней Гребенщикова, видимо, целесообразней было бы как-то охарактеризовать, вместо того чтобы сообщать, что писатель побы вал у Л. Толстого и летом съездил на Алтай. Никто не возражает против самих под робностей, они наполняют книгу неповтори мым духом времени, но, вероятно, должна быть всякий раз видна их подчиненность общей задаче исследования, в противном случае в книгу незаметно «влезает» то, что называют описательностью. В. Трушкин неоднократно подчеркивает, что «литературно-художественные альмана хи и сборники — это этапные, краеуголь ные вехи, по которым хорошо можно про следить становление молодой литературы Сибири», что они «позволяют осмыслить... процесс движения литературы во всем его реальном богатстве» и т. п. К сожалению, с этим положением трудно согласиться. В Сибири исключительное значение для ста новления и развития литературы имели еще и газеты. Без учета литературных материа лов сибирских газет, которые, как правило, нигде и никем не описаны, очень трудно осмыслить процесс движения литературы во всем ее богатстве. По альманахам и сборникам В. Шишков может быть представлен лишь одним очер ком «На Бие», а к этому времени он был уже автором нескольких десятков произве дений — рассказов, очерков, аллегорий, ста тей и рецензий. Книга А. Новоселова «Лицо моей родины», высоко оцененная А. М. Горьким, целиком появилась в газетах 1909 — 1914 годов. Поэтическое творчество И. Тачалова до сих пор изучается в преде лах 1910 года (года выхода его книги «Ак корды мысли»), все последующее погребе но в газетах и пока никем не поднято, хо тя уже несколько сибирских.литературове дов изучали его творчество монографически. В. Трушкин, цитируя поэму «Два мира», вы нужден ссылаться на рукопись поэта, хра нящуюся в ЦГАЛИ , а ведь она стала фак том литературы 1912 года (см. «Жизнь Ал тая», №№ 151 и 157). Талантливый прозаик А. Жиляков, опубликовавший в газетах большое количество рассказов, не попал по каким-то причинам ни в один сборник, не успел он также издать ни одной книжки, потому и оказался вне ноля зрения исследо вателя. Из книги В. Трушкина, можно ска зать, выпала вся критика, сосредоточенная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2