Сибирские огни, 1974, №3
сал, что, однако, не дает нам права обойти молчанием его плодотворную деятельность в Сибири. В. Трушкии убедительно доказал, что все наиболее ценное в творчестве рус ского писателя трудной судьбы принадле жит, в конечном счете, русскому народу и должно быть принято на вооружение, т. е. осмыслено и переиздано, как переизданы дыне произведения Бунина и Куприна, Шмелева и Чирикова, Теффи, Гусева-Орен- бургского и других писателей-эмигрантов, активно и талантливо участвовавших в ли тературном процессе предреволюционных лет. Обычно в монографиях о Ф. Гладкове до вольно глухо говорят о сибирском периоде его творчества. В книге В. Трушкина произ ведения Гладкова, созданные, в Сибири и о людях Сибири, нашли подобающее им ме сто в ходе раскрытия смысла литературных событий в крае; одновременно обогатилось и наше представление о начальном творче ском пути известного советского писателя. В связи с тем, что обнаружен рукописный сборник «Елань», в котором принимали уча стие В. В. Куйбышев и другие ссыльные большевики, начинает все более отчетливо вырисовываться фигура Д. Глушкова-Оле- рона, талантливого поэта и переводчика, инициатора и редактора этого сборника, ко торый выходил, как выяснилось, не однаж ды. Если к этому добавить стихотворные фельетоны Олерона, время от времени по являвшиеся в сибирской периодике, и его замечательные «Олимпийские сонеты», уви девшие свет посмертно, с их высокой поэ тической культурой и революционной на правленностью, то станет ясно — заполнена еще одна примечательная неизвестная.стра ница в литературной истории Сибири. Автор исследования стремится к объек тивному изучению явлений литературы без изъятий и умалчиваний. Это относится и к деятельности Г. Н. Потанина в Томске, и к журналу областников последнего периода «Сибирские записки» В. М. Крутовского в Красноярске, и к творчеству Г. Д. Гребенщи кова в Барнауле, и к другим важным явле ниям в литературной жизни Сибири со все ми их сложностями и противоречиями. Эта особенность делает книгу В. Трушкина еще более ценной и содержательной, в полной мере отвечающей потребностям времени, ибо, помимо всего прочего, с фактами в ру ках исследователь опровергает всякого ро да умозаключения зарубежных «специали стов» по нашей истории. Большую и полезную работу проделал В. Трушкин, в некоторых случаях он шел буквально по целине. Тем не менее следует сказать, что книга В. Трушкина'— лишь на чальные шаги по созданию той истории ли тературы Сибири, какую надобно написать. Его реальный вклад в эту еще не написан ную историю и его опыт должны быть не пременно учтены. Поэтому критические за мечания, не претендующие на бесспорность, продиктованы желанием извлечь необходи мые уроки, вытекающие из столь обширно го литературоведческого труда. Смущает, например, расположение всего огромного материала книги, ее композиция, принятая периодизация внутри взятого от резка времени, необычайно насыщенного со бытиями. В сущности, автор отказался от хронологического принципа, он изучает жизнь литературы по городам, так сказать, по «культурным гнездам». Первая — третья главы — Томск, глава пятая — Омск, ше стая — Барнаул, несколько последних глав — Иркутск. Невольно возникает ощу щение, что автор движется то по одному кругу, то по другому; внутри каждого кру га выделяется нечто наиболее приметное — журнал, альманах, сборник или монографи чески представленное творчество писателя, жившего в том или ином городе, а вот об щую динамику развития литературных со бытий уловить трудно, да и сами причины тех или иных событий если не исчезают, то в значительной мере затушевываются. В кратком предисловии автор характеризует общественно - политическую обстановку в- стране в 1900— 1917 годах, но в последую щем анализе литературы акцента на резкие перепады в жизни общества — революция, реакция, новый общественный подъем, вой на — почти что не делает, да и само нача ло исследования литературы с 1900 года ни как не мотивировано. Но если соотнесение с общественными со бытиями в книге все-таки так или иначе есть, то связь литературы Сибири с обще русской литературой отсутствует, пожалуй, полностью. В сравнительно небольшой седь мой главке, в которой специально выясня ется «роль и место «молодой сибирской ли тературы» в общерусском литературном процессе», все дело сводится к тому, что- «сдержанно-суровая и мужественно-правди вая художественная проза сибирских лите раторов усваивала критические начала в русской литературе, укрепляла позиции кри тического реализма», «не утрачивала пер спективы, не впадала в отчаяние», что целый ряд произведений сибирских писателей пе чатался в журналах центра «рядом с про изведениями первоклассных общепризнан ных художников слова», а их книги изда вались в Петрограде и в Москве. Все это выглядело бы очень хорошо, если бы опира лось на конкретное сопоставление с произ ведениями общерусской литературы, частью которой и была «молодая сибирская литера тура». А критические начала осваивались, как известно, по-разному и имели различ ные тенденции. Да, в книге сказано, что А. М. Горький много сделал для плодотвор ного развития литературы Сибири, многие писатели-сибиряки той поры потянулись к Горькому, но не все безоговорочно за ним шли. Вероятно, большая сосредоточенность на сопоставимом анализе позволила бы глубже и доказательней раскрыть общее и специфическое в литературе Сибири. В книге много описаний. Перечислитель ная интонация местами захлестывает чита теля. При характеристике какого-либо пе риодического издания идут целые списки сотрудников, называются десятки статей, перечисляются темы опубликованных про- изведенйй. В монографических очерках о пи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2