Сибирские огни, 1974, №3

первый план выступают воспоминания, мысли и чувства человека, не только много видевшего и пережившего, но и пытавшего­ ся оценить эти события как звено истори­ ческого процесса. Вероятно, поэтому в рас­ сказах «Встреча», «Листопад» и «Сын» много лирических отступлений, связанных с необходимостью более яркой передачи сво­ его авторского идеала. Большое место за­ нимают размышления о пути, пройденном народом, о тех, кто не дожил до свободы, до радостного дня («Сын»), и тут прояви­ лось мастерство К. Урманова-пейзажиста и философа, лиричного и проникновенного. «Я люблю эту золотую пору сомнения и умиротворения, — пишет он в рассказе «Листопад», когда на могиле друга вспо­ минает о товарищах, замученных карате­ лями. — Легкая грусть трогает сердце от сознания неизбежности, что и ты когда-ни­ будь золотым листом упадешь у своего корня. А идти все хочется дальше и даль­ ше, словно бы за какой-то неведомой гранью тебе откроется то, что ты всю жизнь искал». К теме гражданской войны К. Урманов вновь обратился в исторических очерках о Франце Суховерхове, Петре Сухове и Ефи­ ме Мамонтове, написанных в конце 30-х годов, но опубликованных полностью позд­ нее под общим названием «Путь славных» (Новосибирск, 1954). Исполненная в дру­ гом ключе и отличающаяся иными жанро­ выми признаками, нежели сборники рас­ сказов «Гневные годы» или «В последний час», книга очерков представляет собой ис­ следование, охватывающее очень важный документальный материал. Автор обраща­ ется к образам людей, чьи имена стали ис­ торическими. Описание «пути славных», об­ разы которых стали «стержневыми типами эпохи» (В. Костров), сливается с осмысле­ нием событий большой истории граждан­ ской войны в Сибири, с попыткой автора постигнуть их причинно-следственный ха­ рактер, передать дух эпохи больших свер­ шений. Этим объясняется специфика исто­ ризма книги «Путь славных». При публи­ кации очерков в двухтомнике «Избранного» К. Урманов писал: «Далекие боевые го­ ды... Высоким рубежом они легли на стра­ ницах истории родной Сибири, и на этом рубеже, как на гребне волны, — дорогие нам люди-борцы за дело освобождения трудящихся от гнева, мрака и насилия: Франц Суховерхое, Петр Сухов, Ефим Ма­ монтов, — память о которых никогда не умрет в народе». Исторические очерки К. Урманова в ху­ дожественном отношении слабее его рас­ сказов, но в них наблюдаются и новые ас­ пекты решения проблемы героики граждан­ ской войны. В очерках можно заметить продолжение традиций, сложившихся в ли­ тературе социалистического реализма, на­ чиная еще с «Чапаева» (о Д. Фурманове справедливо в свое время писали, что он «совершенно небывалый жанр в литерату­ ре создает»). Строгая документальность урмановских очерков не носит самодовлею­ щего характера. В фактах, приведенных автором, очевидно стремление передать не просто приметы времени, а черты эпохи. Если «Гневные годы» — свидетельство оче­ видца, то в книге «Путь славных» основ­ ное — документы, исторические изыскания автора. Воссоздавая конкретные события и судьбы людей, связанных непосредственно с героикой революционной борьбы народа, очерки К. Урманова обладают большой обобщающей силой, в реальных историче­ ских лицах выявляют типические черты ге­ роя своего времени. Вместе с тем, книгу очерков «Путь слав­ ных» нельзя строго отнести к какому-то оп­ ределенному типу очерка. В них сочетается документальное и художественное начало, элемент публицистический и беллетристи­ ческий. Документальное исследование под­ час органически сочетается с художествен­ но-образным освоением исторического мате­ риала. В этом отношении особенно выде­ ляются эпизоды трагической гибели отря­ да Сухова. Кроме того, книга К. Урмано­ ва имеет огромное познавательное значе­ ние, на которое указывал С. П. Залыгин. Работая над романом «Соленая Падь», он. наряду с использованием архивных матери- .алов периода гражданской войны в Сиби­ ри, самое серьезное внимание уделил про­ изведениям, отразившим этот период, — и среди них особенно книге «Путь слав­ ных»1. Произведения К. Урманова на тему гражданской войны в Сибири отличаются ясной политической целеустремленностью и находятся в русле утверждения принци­ пов социалистического реализма. Умело вы­ бирая единичные факты и явления, отража­ ющие суть героического времени, автор ха­ рактеризует живые черты действительно­ сти, своеобразие и сущность исторического процесса, в ярких чертах создает типиче­ ский образ эпохи гражданской войны в Си­ бири. 1 Из беседы с автором статьи 27.IV.72 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2