Сибирские огни, 1974, №3
первый план выступают воспоминания, мысли и чувства человека, не только много видевшего и пережившего, но и пытавшего ся оценить эти события как звено истори ческого процесса. Вероятно, поэтому в рас сказах «Встреча», «Листопад» и «Сын» много лирических отступлений, связанных с необходимостью более яркой передачи сво его авторского идеала. Большое место за нимают размышления о пути, пройденном народом, о тех, кто не дожил до свободы, до радостного дня («Сын»), и тут прояви лось мастерство К. Урманова-пейзажиста и философа, лиричного и проникновенного. «Я люблю эту золотую пору сомнения и умиротворения, — пишет он в рассказе «Листопад», когда на могиле друга вспо минает о товарищах, замученных карате лями. — Легкая грусть трогает сердце от сознания неизбежности, что и ты когда-ни будь золотым листом упадешь у своего корня. А идти все хочется дальше и даль ше, словно бы за какой-то неведомой гранью тебе откроется то, что ты всю жизнь искал». К теме гражданской войны К. Урманов вновь обратился в исторических очерках о Франце Суховерхове, Петре Сухове и Ефи ме Мамонтове, написанных в конце 30-х годов, но опубликованных полностью позд нее под общим названием «Путь славных» (Новосибирск, 1954). Исполненная в дру гом ключе и отличающаяся иными жанро выми признаками, нежели сборники рас сказов «Гневные годы» или «В последний час», книга очерков представляет собой ис следование, охватывающее очень важный документальный материал. Автор обраща ется к образам людей, чьи имена стали ис торическими. Описание «пути славных», об разы которых стали «стержневыми типами эпохи» (В. Костров), сливается с осмысле нием событий большой истории граждан ской войны в Сибири, с попыткой автора постигнуть их причинно-следственный ха рактер, передать дух эпохи больших свер шений. Этим объясняется специфика исто ризма книги «Путь славных». При публи кации очерков в двухтомнике «Избранного» К. Урманов писал: «Далекие боевые го ды... Высоким рубежом они легли на стра ницах истории родной Сибири, и на этом рубеже, как на гребне волны, — дорогие нам люди-борцы за дело освобождения трудящихся от гнева, мрака и насилия: Франц Суховерхое, Петр Сухов, Ефим Ма монтов, — память о которых никогда не умрет в народе». Исторические очерки К. Урманова в ху дожественном отношении слабее его рас сказов, но в них наблюдаются и новые ас пекты решения проблемы героики граждан ской войны. В очерках можно заметить продолжение традиций, сложившихся в ли тературе социалистического реализма, на чиная еще с «Чапаева» (о Д. Фурманове справедливо в свое время писали, что он «совершенно небывалый жанр в литерату ре создает»). Строгая документальность урмановских очерков не носит самодовлею щего характера. В фактах, приведенных автором, очевидно стремление передать не просто приметы времени, а черты эпохи. Если «Гневные годы» — свидетельство оче видца, то в книге «Путь славных» основ ное — документы, исторические изыскания автора. Воссоздавая конкретные события и судьбы людей, связанных непосредственно с героикой революционной борьбы народа, очерки К. Урманова обладают большой обобщающей силой, в реальных историче ских лицах выявляют типические черты ге роя своего времени. Вместе с тем, книгу очерков «Путь слав ных» нельзя строго отнести к какому-то оп ределенному типу очерка. В них сочетается документальное и художественное начало, элемент публицистический и беллетристи ческий. Документальное исследование под час органически сочетается с художествен но-образным освоением исторического мате риала. В этом отношении особенно выде ляются эпизоды трагической гибели отря да Сухова. Кроме того, книга К. Урмано ва имеет огромное познавательное значе ние, на которое указывал С. П. Залыгин. Работая над романом «Соленая Падь», он. наряду с использованием архивных матери- .алов периода гражданской войны в Сиби ри, самое серьезное внимание уделил про изведениям, отразившим этот период, — и среди них особенно книге «Путь слав ных»1. Произведения К. Урманова на тему гражданской войны в Сибири отличаются ясной политической целеустремленностью и находятся в русле утверждения принци пов социалистического реализма. Умело вы бирая единичные факты и явления, отража ющие суть героического времени, автор ха рактеризует живые черты действительно сти, своеобразие и сущность исторического процесса, в ярких чертах создает типиче ский образ эпохи гражданской войны в Си бири. 1 Из беседы с автором статьи 27.IV.72 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2