Сибирские огни, 1974, №3
ся жизни, ее обычаев и предрассудков. При этом он даже с какой-то лихой бесшабаш ностью расправляется со всем тем, что сос тавляет этические принципы жизни его ро дителей. Антирелигиозный максимализм Тимофея вытекает из его четкой политической про граммы: «Все на земле принадлежит рабо чим и крестьянам». В рассказе «Заноза» можно увидеть отражение конкретных кон фликтов того героического времени, когда рождение новой морали, новых отношений происходило в муках души и сердца, но ре шительно и активно. Кроме того, здесь осо бенно сказалась такая черта творчества К. Урманова, как умение в отдельном эпи зоде передать трудности становления соци алистического сознания, нелегкую ломку старых представлений о мире, о, жизни, о взаимоотношениях людей, ростки того нэ- вого, что только обещало прорасти в буду щем. Это умение увидеть общечеловече ское и классовое содержание революции, показать корни, истоки новых взаимоотно шений между людьми определяет своеобра зие творческой манеры писателя. По верно му утверждению 10. Андреева, К. Урма нов, как и другие писатели того времени (А. Неверов, Л. Сейфуллина), сумел «вос произвести не только картину сложного взаимодействия различных сил в деревне, но и дать ее в течении, в диалектике, в из менениях на протяжении времени»1. Богатство и разнообразие жизненных фактов, привлеченных автором, приводит к объяснению многих важных историче ских явлений, в том числе — массового со противления народа колчаковщине и борь бы за Советскую рласть. В драмагически- конкретных картинах К. Урманов изобра зил, как крестьянство Сибири после пого ловного грабежа и насилия поднялось про тив Колчака, как «миллионы научились понимать, что такое Колчак, миллионы крестьян Сибири пришли к большевизму»2. Писателю удалось передать созидательный характер революции, пафос обновления ми ра, как праздник всеобщего единения и братства. Гибель многих людей — и тех, кто «молчаливо и безропотно принял власть насильников», и тех, кого «в отдел ку заездили», и тех, кто «стеной встал» против белогвардейщины, чтобы в борьбе «познать правду жизни», — не напрасна. Смерть одних утверждает жизнь других. В этом художественная специфика трагиз ма рассказов К. Урманова, источник их жизнеутверждающего начала. Память автора является одновременно и обвинительным документом палачам, и мо нументом умершим, и напутствием живым. Писатель считает, что ему необходимо рас сказать об увиденном; это его высокий нравственный долг. В 1939 г. он издает сбор ник рассказов «В последний час», куда, по мимо большинства произведений из сборни ка «Гневные годы», вошли три новых: Ю. А н д р е е в . Революция и литера тура. Л., 1969, стр. 242. 2 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч.. т. 39 стр. 42. «Встреча», «Листопад», «Сын», написанные в жанре воспоминаний («Воспоминания из недавних дней горькими запахами полыни овивают меня»). В этих рассказах тема гражданской вой ны продолжает исследоваться уже в рет роспективном восприятии. Пафос «гнева» не исчез, по добавилась боль утраты. Здесь сама композиционная структура лириче ского повествования способствовала более глубокому раскрытию внутреннего мира героев. Центральное место занимает фигу ра рассказчика, то вспоминающего лично пережитое («Встреча»), то охваченного волной грусти при мысли о погибшем дру ге («Листопад»), то соприкоснувшегося с чужой героической жизнью, воспринятой им очень личностно («Сын»). Подобный пе ревод тех же самых событий гражданской войны в Сибири в лирический план связан с утверждением положительного идеала художника. Здесь он имеет возможность со поставить настоящее, советскую действи тельность, с прошлым, являвшимся для не го живой памятью сердца. В рассказе «Встреча», посвященном «светлой памяти брата Феди, погибшего в Амантайском бою», автор детально вос производит атмосферу этого боя, когда «лю ди встали стеной... стон и ругань — все сли лось в одну безумную музыку». Раненого героя этого рассказа во время расстрела забросали трупами и землей. Это еще сов сем молодой человек, тонко чувствующий и о многом в жизни задумывающийся. И автор — сам участник этого боя — нахо дит удачное сюжетное решение рассказа, показав все перипетии боя путем воспро изведения психологического состояния ге роя, у которого вся боль и ужасы увиден ного проходят через самое сердце. Вот он наблюдает, как белые сбрасывают трупы в канавы: «Какие у них сейчас лица? Неуже ли спокойные, как у себя на огороде? Мне б очень хотелось взглянуть им в глаза, но я лежу ниц... Жить... жить.... жить... Порой хотелось вскочить из канавы, пасть на колени и молить о пощаде, — ведь мне только двадцать первая весна. Неужели вот они, такие же молодые, как и я, поднимут на меня лопаты, чтобы раз- можжить мою уцелевшую голову? ...Около двух тысяч человек было в селе: партизан, детей, стариков, женщин. Многие ли уцелели?» Личные переживания героя рассказа пе реплетаются с его рассуждениями о добре и зле, о судьбах разных людей. Очевидец соединяется с художником, тонким, наблю дательным и взыскательным. Социально психологическая подлинность характеров и ситуаций сочетается с лирической автор ской оценкой, глубоким осмыслением сущ ности исторических событий и достигает большой степени художественной вырази тельности. Если в рассказах 20-х годов для К. Ур манова главным было донести первое впе чатление очевидца, то здесь уже ретроспек тивный взгляд на те же события предпо лагает большую степень обобщенности. На
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2