Сибирские огни, 1974, №3
В бой роковой мы вступили с врагами... Чернее и красное. Печаль и бодрость... Темная ночь и радостный рассвет. Город как одно могучее сердце. Билось оно, кипе ло от всего радостного нового, что трепета ло в красных знаменах, в звуках оркестра, в голосах людей, мягких и ласковых». Стилевой поток этого рассказа отличает ся лиричностью и трагедийностью, страст ной накаленностью языка. Здесь каждая фраза скорбит, внося в рассказ яркую эмо циональную образность и революционно-ро мантическую тональность. В рассказах К. Урманова отражаются об щие закономерности развития советской прозы 20-х годов, когда писатели, наряду с выражением энтузиазма эпохи, стремились конкретно-реалистически передать черты но вой революционной действительности перио да гражданской войны. Он убедительно по казал, как не сразу возникает у людей чув ство классового самосознания, как по-раз ному они приходят в революцию: пастух Омар («Красные бусы»)— ценой невольно го предательства, батрачка Марина («Ма ринка») — из-за любви к партизану Сер гею и т. д. В сборнике «Гневные годы» автора при влекает разнообразие характеров, рожден ных эпохой революции и гражданской вой ны. Он внимательно прослеживает мысли и чувства представителей и творцов нового мира, но не обходит вниманием и внутрен ний мир тех людей, кто ему откровенно чужд. Броскими, запоминающимися деталя ми К. Урманов сумел передать агонию кол чаковщины, ее «последний час», запечатлеть лики и образы старого мира, уходящего в прошлое. Это и «сам верховный», что «на счет пыли в глаза мастер». Это и штабс-ка питан, готовый «пустить себе пулю в лоб» в страхе перед теми, «что идут строить новую Россию»; и поп с его стонами и воплями: «Господи! Как жили! Как жили! Неужели этому приходит конец?»; и купец Комаров, мечущийся по степи со своим тысячным та буном баранов («Последний час»), В рас сказе «Милость врага» внимание автора при влекла фигура бывшего члена революцион ного совета Маликова, который «в нужный момент предал весь совет, чтобы самому возвыситься до освободителей города от большевиков» и приказал в виде «особой милости» расстрелять жену бывшего своего товарища Зайцева — вместо того, чтобы за сечь ее розгами. В рассказе «Жень-шень» исследуется характер обывателя Трофима Михайловича с его черной тоской по поводу того, что вот-де он «всю жизнь недоедал, недопивал, тянулся из года в год, копил деньги на дом. И вот в доме поселился ко миссар Троянов с товарищами. Нет радо сти. Нет покоя». В изображении К. Урманова «два мира», столкнувшись между собой в непримири мой схватке, существовать вместе не могут. Неизбежность гибели старого мира, его об реченность— очевидна. И вся система худо жественных средств автора подчинена ре шению этих конфликтов, обусловливая их несовместимость, контрастность, драматизм. Герой рассказа «Кровь на снегу» дед Ми тяй •— «как хозяин и над лесом, и над вся ким зверьем и птицей; молодое деревце не срубит зря, пузатую зайчиху или куропатку по весне не стрелит». В «Митяев лес» при ходят колчаковцы, и сразу же «словно злая птица взмахнула над миром крыльями, за крыла для Митяя солнышко, отняла ра дость». К. Урманову в большой степени уда лось передать динамизм революции, пока зать, какие люди включаются в борьбу. Многие урмановские персонажи — это не только герои революции и жертвы колчаков щины, но и люди, которым «крепко надо по думать, с кем идти». Для К- Урманова, как и для подавля ющего большинства писателей тех лет, чрезвычайно актуальной была проблема но вого героя. «Целого человека не видно», — с тревогой писал в то время А. Толстой о молодых прозаиках. «Подробности быта, слова, словечки блестящи. Выхваченные интересные ключи жизни... Острые минуты, события, случаи, настроения, но целого не видно. Мелькание людей, но не сам чело век»1. Новый человек не встает во весь рост и в рассказах К- Урманова, но заслу живают внимания попытки писателя запе чатлеть приметы этого нового человека с его новыми человеческими качествами. Причем, в центре внимания автора оказы ваются не столько закаленные большевики типа комиссара Троянова, отряд которого направляется на Алтай для ликвидации ос татков колчаковщины («Жень-шень»), сколь ко молодые коммунисты с не совсем еще устоявшимся мировоззрением. Используя возможно полнее жанровые возможности рассказа, писатель все время стремится по казать столкновение личности и среды. И здесь важно посмотреть, как проблемы, связанные с рождением нового человека, проявлялись в каждом конкретном случае. Ведь постижение правды нового мира в бы ту, в семье, во взаимоотношениях^с одно сельчанами протекало порой сложнее, чем в окопах или на митинге. Герой рассказа «Пестрядь» Петруха Гу ляев с фронтов гражданской войны «до мой возвращался радостный, особая лю бовь была у него теперь к человеку. По- новому жить хотелось, других тянуть за собой к этой новой жизни». Вернувшись в родное село, он узнает, что его жену изна силовал белогвардейский офицер. Понача лу он утешает ее, говоря о родившемся у нее ребенке: «Ничего, проживем... Ты толь ко не думай, что он чужой... Твой ведь... Ребята все одинаковы... Любить надо...» Но впоследствии насмешки односельчан («наш ревком теперь с сынком офицерской кро ви») мучают его нестерпимо. «Пришел враг в родную избу, — размышляет Гуляев, — и оставил муки на всю жизнь». В этом рас сказе поражает психологическая точность разработки характера ГулЯева, который пытается зйдушить ребенка, откровенно и облегченно радуется, когда тот остается 1 А. Т о л с т о й . Собр. соч., т. 10, М., 1961, стр. 175.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2