Сибирские огни, 1974, №3
участие в событиях большой истории, эн тузиазм героических лет нашли непосред ственное отражение в художественном на следии этого активного участника борьбы против белогвардейщины, сумевшего пере дать специфику гражданской войны в Си бири, показать «полный развал колчаков щины»1 и всенародный характер борьбы с врагами революции. Все это придает произ ведениям К. Урманова доподлинность уви денного, пристрастность очевидца и насы щает повествование яркими эмоциональны ми красками. Такой книгой были «Гневные годы» (1932), явившиеся, по выражению са мого автора, встречей с недавним прош лым — встречей «мучительной и необходи мой». Рассказы о колчаковщине, написанные в разное время2на протяжении 20-х годов, на ходятся в русле развития жанра советской психологической прозы. Правда, говорить здесь об углубленном психологизме было бы еще рано, скорее речь может идти о раз ной степени социально-психологического анализа. Можно отметить лишь отдельные штрихи, нюансы психологической разработ ки характеров героев и мотивов их поведе ния, достоверную передачу автором всего драматизма человеческих судеб в годы гражданской войны. «Гневные годы» .неиме ют общего героя, это отдельные самостоя тельные произведения с завершенной ком позицией. Однако они представляют собой не сборник случайных рассказов, их можно рассматривать как определенный цикл, объ единенный идейно-художественной позици ей автора, общностью проблемы, общими принципами подхода писателя к изображае мому материалу. В рассказах дан художе ственный анализ многообразных аспекто-в колчаковщины, воссоздана социально-психо логическая атмосфера гражданской войны в Сибири, и именно этим определяется их своеобразие. Каждое отдельное событие, со ставляющее основу рассказа, заключает в себе если не решение, то постановку харак терных проблем революции. Многообразие представленных в рассказах ситуаций дает возможность проследить, как все персона жи, вольно или невольно, вовлекаются в круговорот исторической жизни. «Гневные годы» отличают стремительность развития сюжета, острота фабулы, которая диктует ся конфликтностью, остротой самой жиз ни, напряженностью ситуаций. Вероятно, центрообразующим в этой книге «кипения страстей» и эмоций автора является рассказ «Гнев». Само заглавие его глубоко симво лично. Причем символика эта многозначна, она выражает политическую, социальную и эстетическую позицию писателя. Заглавие несет огромный эмоциональный заряд, точ но определяет чувства народа, возмущен 1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч.. т. 39. стр. 87. 2 Первый рассказ «Жень-шень» был опу бликован в 1922 году в омском ж урнале «Искусство»; «Красные бусы» и «Пестрядь» печатались в «Сибирских огнях», 1923, № 1—3 и 1924, N° 3; «В последний час» — ж урнал «Сибирь», 1925. № 1. 11 * ного пытками и издевательствами Толчака (так называли крестьяне Сибири Колчака). В рассказе повествуется о жестокой рас праве карателей с крестьянами, собравши мися на площади «по обчественному делу». Оратор из города образно разъясняет поли тику Колчака: «И землицы Колчак всем нам даст — по три аршина на брата, и милостя ми нас осыплет — не пожалеет ни шомпо лов, ни плеток, и податя нам царские про стит за гробом... Всех ублаготворит!» Эти строки — «И землицы Колчак всем даст... и милостями осыплет»— становятся свеобраз- ным рефреном рассказа, определяя его иро- нически-трагическую тональность. Гнев оп ределяет также сущность классовой пози ции народа, у которого «никакого замире ния... с беляками не может быть. Либо мы, либо они. До последнего» («Милость вра га») . Являясь активным и энергичным участни ком революции, К. Урманов своими глаза ми видел и пережил «черные дни, тысячи жертв, дым, кровь». И рассказы его как бы напоены «живой кровью» жертв колча ковщины. Писатель ощущал полный контакт со своим временем. Это была его револю ция, его боль, это над ним издевались кол чаковцы. Поэтому каждое слово его кни ги— скорбь и отчаяние, ненависть к вра гам и верность революционному долгу. Он показывает нам душу человеческую не толь ко в героике, но и в слабости, не только в готовности к подвигу и самопожертвова нию, но и в растерянности, не только во взлетах, но и в падениях. «Гневные годы» — одновременно и трагический крик возму щенной человеческой души, души слабой и сильной, гневной и покорной, усталой и го товой к решительному сопротивлению, и — реквием умершим, убитым и расстрелян ным, «уложенным в красные гробы на веч ный покой», повешенным и замученным, среди которых мог быть и он, автор описы ваемых событий. Эта сопричастность всему изображаемому делает стиль К. Урманова еще и торжественно-приподнятым, и взвол нованно-патетическим. Рассказ «В последний час» заканчивается скорбной картиной мас совых похорон: «В черной живой рамке лю дей тихо колыхались 150 красных гробов и один — головной — в цветах. В нем мать с ребенком». «Тяжесть гробов легла на плечи всех, скорбь утрат сдвинула брови, сумраком за лила глаза. Жалобно и длительно поют си рены заводов, поют одну песню с людьми: Вы отдали все, что могли... Оркестры размеряют шаг процессии, ор кестры наполняют улицы волнами тоскли вых звуков: О них... за всех... И когда печалью до предела переполня ются сердца, когда боль становится невыно симой,— люди поднимают поникшие голо вы, шаг становится тверже, бодрее, и в гла зах— не сумрак, а решимость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2