Сибирские огни, 1974, №3

блочная установка (АРБУС) с электрической мощностью 700 квт. Установка стационар­ ная, но состоит из отдельных транспортабельных блоков, что облегчит доставку в са­ мые отдаленные районы. В весьма суровых условиях Северо-Востока, на Чукотке, вбли­ зи поселка Билибино сооружается стационарная атомная электростанция общей мощ­ ностью 48 тыс. квт. Так накапливается опыт применения ядерной энергетики в север­ ных районах. Возможно здесь использовать и энергию ветра. В отечественной и зарубежной прак­ тике разрабатываются быстроходные ветроэлектрические агрегаты различной мощно­ сти — от 100 до нескольких тысяч киловатт в одном агрегате. теплоснабжении страны используются ресурсы обширных бассейнов подземных термальных вод Сибири. I/- На Камчатке, вблизи Петропавловска, построена первая в СССР эксперименталь­ ная гидротермальная электрическая станция. ^ '■''Интенсивно развивается в северных районах СССР и транспортная сеть. Новая се­ верная железнодорожная магистраль Запад—Восток, параллельная действующей Транссибирской, будет основной транспортной опорой для дальнейшего, еще более мощного экономического наступления на северные районы Сибири и Дальнего Востока. Применение новейших достижений науки и техники в транспортном строительстве по­ зволит эффективно преодолеть трудности, связанные со столь грандиозным строитель­ ством в суровых условиях. Ь ’ В развитии транспорта все большую роль играют новые специальные конструк­ ции — аппараты на воздушной подушке, автомобили на пневматических гусеницах, ко­ лесошагающие машины и другие, многие из которых запатентованы и изготовлены в нашей стране. Хозяйственное освоение многих отдаленных районов стало возможным вслед­ ствие стремительного технического прогресса воздушного транспорта. Тенденция зна­ чительного увеличения грузоподъемности самолетов оказывает благоприятное экономи­ ческое воздействие на рост объема грузоперевозок. Себестоимость их может в пер­ спективе в условиях Сибири сравняться с себестоимостью автомобильных. Большое применение в хозяйственной работе нашли здесь вертолеты, участвующие непосредст­ венно в процессе строительства. В конструкторских организациях разрабатываются но­ вые типы дирижаблей, которые могут в недалеком будущем найти практическое при­ менение, особенно для доставки крупногабаритных грузов. Наряду с техническим оснащением и развитием водного транспорта на великих ре­ ках Сибири особого внимания заслуживает возможность круглогодичной эксплуата­ ции многочисленных малых рек. Уже доказана экономическая целесообразность исполь­ зования системы рек для зимнего автомобильного транспорта. V Важнейшей широтной транспортной магистралью давно уже стал Северный мор­ ской путь.;В научно-исследовательских организациях разрабатываются меры по удли­ нению сроков навигации и даже круглогодичного действия этой важной морской маги­ страли. Зимой 1971/72 года был проведен первый в истории Главсевмо.рпути крупный эксперимент по продлению сроков навигации. В зимнее время (конец декабря) боль­ шим отрядом морских судов (6 судов и 3 ледокола) были доставлены в Дудинку гру­ зы для Норильского горно-металлургического комбината. На обратном пути эти суда вывезли необходимую стране продукцию комбината. У нас и за рубежом ведутся ис­ следования по подледному плаванию, организации в арктических портах незамерзаю­ щих искусственных бухт. В научно-прогрессивном социалистическом хозяйстве принципиальное значение имеет комплексное групповое размещение производства, пришедшее на смену размеще­ нию отдельных обособленных предприятий. 1^ля Сибири характерно развитие различ­ ных форм территориальной организации хозяйства. К ним относятся промышленные центры (узлы), промышленные и агропромышленные комбинаты и объединения. Концеп­ ция целостной системы народнохозяйственных комплексов наиболее ярко раскрывает­ ся на примере Ангаро-Енисейского района. Научно-технический прогресс не только обогатил выдвинутые ранее идеи, но и позволил совершенно по-новому подойти к их реализации. Стали иными масштабы производства, выросли предприятия-гиганты. Те­ перь своего рода «ожерелье» крупных народнохозяйственных комплексов нанизывает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2