Сибирские огни, 1974, №3

бах редких и рассеянных элементов, обычно содержащихся в комплексных рудах. Ре­ активная полупроводниковая техника, радиоэлектроника и другие отрасли современной производственной техники требуют редких видов минерального сырья — берилия, бо­ ра, циркония и т. д. Новые технологические процессы, позволяющие извлекать весь комплекс ценных веществ, содержащихся в сибирских рудах, значительно расширили гамму цветных, редких металлов и рассеянных элементов, получаемых в Сибири, и со­ ответственно улучшили технико-экономические показатели добычи и обогащения, осо­ бенно в цветной металлургии. В северных районах под влиянием многих факторов значительно удорожаются все виды работ. Дорого обходятся строительство, доставка материалов, продовольствия, больших капитальных затрат требует эксплуатация промышленных предприятий, вы­ воз готовой продукции. Задача заключается в систематическом уменьшении коэффици­ ента удорожания работ, изменении структуры затрат. Современный научно-технический прогресс открывает в этом отношении большие возможности. Например, на основе ис­ следований по физике и химии металлов и полимеров разрабатываются прогрессивные и экономичные процессы повышения прочности и пластичности специальных и конструк­ ционных легированных сталей, цветных металлов. Создаются долговечные, хладостойкие резино-технические, пластмассовые и горюче-смазочные материалы. Разрабатываются конструкции машин в «северном исполнении». Некоторые из них снабжены специальны­ ми устройствами для пуска двигателя и обогревающими приспособлениями. Экономи­ ческие расчеты и практический опыт показывают, что даже самая дорогая, но высоко­ производительная техника в суровых северных условиях дает большой экономический эффект, ускоряя освоение ценных ресурсов и уменьшая потребность в количестве ра­ бочих. Вот характерные примеры, расса нефтепровода Усть-Балык — Омск па участке Каракатеево — Демьянское пересекла 240 естественных препятствий: 17 рек, 21 ручей, 24 балки, а также большое количество болот. Переходы через болота составляют более четверти всей протяженности участка. Иначе говоря, трудно представить более слож­ ные условия для строительства трубопровода. В результате коэффициент удорожания, по сравнению со средней полосой европейской части СССР, составил 1,5. На нефтепро­ воде Нижне-Вартовский — Усть-Балык вследствие еще большей заболоченности участ­ ков коэффициент увеличился до 1,8. 'У Так было. Но вот уже в настоящее время в больших масштабах ведется строитель­ ство магистральных трубопроводов на Дальнем Севере. Еще не обобщен весь опыт, од­ нако уже известно, что на отдельных участках строительство обходится значительно де­ шевле запроектированных нормативов. Этому способствуют прогрессивные формы ор­ ганизации строительства с применением набора современных машин и механизмов, наи­ более приспособленных для работы на севере. Вот что такое научно-технический прог­ ресс, так сказать, в наисложнейшем северном варианте. Принципиальным вопросом является максимальное сокращение объемов строи­ тельно-монтажных работ при строительстве в северных районах. Для рассредоточен­ ного строительства экономически эффективна организация передвижных баз стройин­ дустрии, особенно плавучих, не требующих длительного времени и больших трудовых затрат для развертывания строительно-монтажных работ на строительных площадках в новых районах. Применение плавучих баз, по расчетам Красноярского промстрой- ниипроекта, снижает совокупные затраты на единицу сборного железобетона по Енисей­ скому Северу от 15 до 30 процентов по сравнению с вариантом создания местных ста­ ционарных заводов или с завозом строительных конструкций из южных районов Крас­ ноярского края. В области так называемой малой энергетики, имеющей большое практическое зна­ чение в отдаленных районах севера, ведутся работы по созданию реакторных установок на ядерном горючем небольшой единичной мощности. В свое время была сконструиро­ вана передвижная атомная электростанция мощностью в 1,5 тыс. квт с водо-водяным реактором. Оборудование этой станции смонтировано в четырех самоходных вагонах на гусеничном ходу. Установка полностью автономна, снабжена пусковым дизель-генера­ тором. Опыт работы такой передвижной атомной электростанции показал достаточную ее надежность и удобство эксплуатации. Построена также арктическая реакторная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2