Сибирские огни, 1974, №3
' Крупной общесоюзной производственной специализацией Сибири становится заго товка и переработка древесины^В этом пятилетии выполняется большая программа по использованию лесных ресурсов. Наряду с увеличением производства пиломатериалов, в Красноярском крае и Иркутской области растет производство бумаги и картона, пре дусмотрено сдать в эксплуатацию Тобольский фанерный завод и построить ряд лесо пильных цехов и цехов по изготовлению древесных плит. 1/~Эти главные направления в развитии индустрии определают лишь часть большой программы в народнохозяйственном строительстве Сибири. Н а р я д у с тяжелой про мышленностью здесь создано крупное сельское хозяйство, развиваются легкая и пище вая промышленность, оленеводство, расширяется транспортная сеть. Нет никакой экономической необходимости стремиться удовлетворить всю потреб ность местного населения в товарах широкого спроса только за счет собственно сибир ского производства. В СССР имеются многие экономические районы, которые могут полностью обеспечить потребности Сибири в ряде высококачественных изделий. Это особенно важно, если учесть ограниченность трудовых ресурсов Сибири и большую миг рацию населения в условиях, требующих общей экономии всех затрат общественного тру да. В то же время предприятия пищевой и легкой промышленности в отдельных райо нах Сибири позволяют смягчить диспропорции в использовании мужского и женского труда и обеспечить занятость вторых членов семьи. Поэтому в девятой пятилетке вступают в эксплуатацию Кемеровский завод хими ческого волокна и Ленинско-Кузнецкий химический завод, вводятся новые мощности на Ленинско-Кузнецком комбинате костюмных и Кемеровском комбинате шелковых тка ней, близок к пуску Прокопьевский фарфоро-фаянсовый завод. { / Л ля общей оценки уровня и темпов развития экономики Сибири важно отметить, что ввод в действие основных фондов здесь возрос с 6,8 млрд. руб. в 1951—1955 годах до 33 млрд. руб. в восьмой пятилетке. Значительны капиталовложения в жилищное строительство. Наряду с ростом жи лищного фонда в старых сибирских городах возникают, особенно в северных районах, новые города и крупные рабочие поселки. Быстро растут внутрирайонные и особенно межрайонные транспортно-экономиче ские связи Сибири. Грузооборот железнодорожного транспорта здесь за последние 20 лет увеличился в -1 раза. Развитие производительных сил Сибири требует организации мощной индустриаль ной базы строительства. Создана цементная промышленность, выпускающая около 10 млн. тонн цемента в год. Это в 12 раз больше, чем в 1950 году. Организовано крупное производство строительного кирпича, оконного стекла и других видов строительных материалов. У В девятой пятилетке одна из наиболее сложных хозяйственных и организационных задач в Сибири — интенсивное освоение новых территорий. Здесь приходится решать практически весь комплекс задач пионерного становления народного хозяйства и всей производственной и социальной инфраструктуры. При этом нельзя упускать из виду то огромное влияние на заселение Новых райо нов и хозяйственную деятельность человека, которое оказывают природные факторы. Общность таких природных факторов, тесная взаимосвязь экономического разви тия Сибири и Дальнего Востока, выход сибирской продукции в бассейн Тихого океана— все это объединяет обширную территорию этих регионов, требует единого подхода к ре шению крупных народнохозяйственных и социальных проблем. Величина сибирско-даль невосточных пространств может сравниваться только с площадью континентов. На долю Сибири и Дальнего Востока приходится свыше половины (12,8 млн. кв. км) общей тер ритории Советского Союза. Вся территория США (9,4 млн. кв. км) меньше Сибири и Д альнего Востока. Естественно, что в таких условиях на первый план выдвигается проблема опорной сети транспорта. В частности, хорошо развитый воздушный транспорт, рациональная сеть аэродромов уже в настоящее время определяют освоение многих районов Сибири и Д альнего Востока. Строятся и проектируются новые, более северные выходы железно дорожной сети от Урала до Тихого океана (Северо-Сибирская и Байкало-Амурская ж е лезнодорожные магистрали). Форсированно сооружаются магистральные трубопроводы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2