Сибирские огни, 1974, №2
СТАРТ ПОЭТА 189 Другими увидал А. Твардовский и Ени сей, и Урал. Не только внешнее сходство (путевой дневник) роднит «Путевку» с поэмой «За далью даль», но и сверхзадача авторов — почувствовать ритм страны, осмыслить, чем живут рыбаки, строители, колхозники, сталевары, учителя, литерато ры... В Чите же издан упоминавшийся «Яс- ныш»— вторая книга стихов Третьякова. Она вышла в 1922 году и включила стихи, написанные в 1919— 1921 годах. Издатель ство. выпустившее книгу, носило название «Птач». Ольга Георгиевна Петровская, единствен.- ная из оставшихся членов группы «Твор чество», помогла расшифровать это стран ное слово. Оказывается, название изда тельства составлено из первых букв фами лий '«костяка» «Творчества» — художни ка В. Пальмова, С. Третьякова, Н. Асеева и Н. Чужака. Она же, Ольга Петровская, вспомнила, что «Ясныш» произошел от слова, которым Третьяков называл свою жену — Ольгу Викторовну. В «Ясныше» настроения боевого револю ционного духа подкреплены открытыми признаниями, обращенными к Родине: Россия, по дна мне одна родна ты! И, хотя большинство стихотворений сбор ника не выдержало испытания временем, есть тут поразительные угадывания, под линные предвидения поэта. Откуда, напри мер, эти, пришедшие отнюдь не от назва ния самолета, и — все-таки! — откуда в 1919 году такие строки: Ту! Полетим в высоту! Чтобы в синем величии Угадать голоса всякие птичьи... «Ясныш» сегодня такое же уникальное издание, как и «Бомба», и * «Железная пауза». В выходных данных книжки даже не указан тираж, хотя сказано, что ее от печатала «типография ДВСПС, арендован ная Губкомом РКП (угол Коротковской и Николаевской, д. Профсоюзов)». Летом 1921 года Сергей Михайлович впервые едет в Москву. Эта командировка сыграла очень важную роль в его судьбе. Он был принят первым советским Нарко мом просвещения А. В. Луначарским. 21 августа 1921 года газета «Дальневосточный телеграф» сообщила, что «перед отъездом из Москвы в Читу поэт С. М. Третьяков по бывал у Наркома просвещения А. В. Луна чарского и познакомил его с состоянием искусства и культуры в Дальневосточной республике». За скупыми строками газетной информа ции скрыты подробности этой встречи. О. В. Третьякова помнит, как возбужден был Сергей Михайлович, передавая теплые слова Луначарского о стихах Асеева, о ра ботах художника Виктора Пальмова. Но самой дорогой была встреча в Москве с Маяковским, из которой выросла боль шая дружба. Воодушевленный поездкой, Сергей Треть яков отдает много сил агитационной поэзии. Он придумывает плакаты, схожие с «Окна ми Роста». В Дальневосточной республике такие плакаты, оформленные рисунками B. Пальмова и снабженные стихами C. Третьякова, имели громадный успех. Их было выпущено немного — всего пять. В личном архиве О. В. Третьяковой хранится этот комплект. Один из плакатов, выпу щенный к четвертой годовщине Октября, изображает рабочего, от которого в панике бегут белобандиты. А под рисунком стихи: Сквозь голод! Сквозь муку! Удар за ударом! Завтрашний день соком набряк. Бей в наковальню земного шара, Молот Красного Октября! Слава! Кто молот за правду поднял? Красное знамя, миру маши, Праздников праздник празднуй сегодня В сердцебиенье станков и машин! Рабочий! Слушай, тебе дано Быть мировой борьбы коноводом. За вольный труд сгрудься стеной По шахтам и по заводам! Политические симпатии Третьякова были целиком на стороне революции, на стороне борющегося за свою победу пролетариата Эстетические принципы его в ту пору еще не устоялись, они находились под воздей ствием весьма сомнительной «теории» фак тографии в литературе. Основным пропо ведником этой «теории» был Н. Ф. Чужак. Главная мысль ее заключалась в том, что бы на смену якобы вредной литературе вымысла пришла литература факта, лите ратура без образов. Но самого Третьякова, несмотря на его горячую пропаганду «литературы факта», совсем нельзя считать ее идолопоклонни ком. На практике — своими фельетонами, очерками, пьесами — он страстно стремится вмешаться в саму жизнь, пытается ее изме нить. Его активность способствовала разви тию культуры, революционного сознания у рабочих Дальневосточной республики. «Ми тинги искусства», на которых выступал Третьяков, судя по отчетам в старых читин ских газетах, собирали громадную аудито рию. Его знали как прекрасного оратора. ...Третьяков и его семья уехали из Читы в одном вагоне с Асеевым. До получения квартиры в Москве Сергей Михайлович, Ольга Викторовна и Таня Третьяковы по селились на Лубянке, в рабочем кабинете Маяковского, который с огромной симпатией относился к своим читинским друзьям. Факт этот говорит сам за себя. Включившись в Москве в бурную литера турную жизнь, Сергей Третьяков много ра ботает в газетах, ведет большую органи заторскую деятельность в иностранной ко миссии Союза писателей, пишет пьесы, пере водит Бертольта Брехта, ездит и ездит по стране. Откликаясь на сборник очерков С. Третьякова, вышедший в 1962 г., П. Краснов и В. Шевелев приводят в жур нале «Новый мир» (№ 2 за 1963 г.) выска зывание известной датской актрисы Лулу Циглер: «Характерно для Третьякова, что его всегда встретишь, когда приезжаешь в Москву, рано или поздно, независимо от то го, кто ты: актер, писатель, земледелец, или ученый, или каменщик».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2