Сибирские огни, 1974, №2

СТАРТ ПОЭТА 185 Торжественная красивость, свойственная предисловию, характерна и для стихов сборника. «Болезнь» эта была недолговеч­ ной в творчестве Сергея Третьякова. Но она была, хотя никто из исследователей на это не указывает. Как и ранний Асеев, Третья­ ков в «Железной паузе» отдал дань симво­ лизму. \ Сядьте, шуршите шорохом шелка! Сладко сливайтесь с ласковой мыслью кресла! Из трилистников кружев на чернозем платья полезла Тонкая струйка руки и кончилась пятилепестно. Дрогнувший никель ногтей растрогался тихо, но колко,— так начинается стихотворение «Портрет», помеченное 1913 годом. Здесь просматри­ вается подражание декадентской поэзии с ее пристрастием к аллитерациям, механиче­ ским повторениям одного и того же звука. Но к счастью для Третьякова, период та­ ких увлечений был очень коротким. В той же «Железной паузе» рядом с цитирован­ ными стихами легко найти строки, напол­ ненные истинно гражданским пафосом. Вот, например, мужественные стихи, посвящен­ ные переживаниям бойца: Любви предсмертной не заподозрим, Ведь, если надо, сдавивши скулы, Последний бросит себя на дулы И смерть покроет последним козырем. В «Железной паузе» остры антивоенные мотивы. Первая мировая война вызвала раздумья поэта над вечной темой лирики — смертью. Где-то смерть — колючая пчелка. Где-то смерть — голубой болид. Рот раскрылся, как теплая щелка, А сердце болит, болит... И туда идти бесполезно, И остаться здесь — не к добру... Кто сумел бы сердце железное Привинтить к моему ребру. Но если здесь Третьякову смерть видится «колючей пчелкой» и он мечтает о «желез­ ном сердце», то в более поздних стихах поэт создает вполне реальные картины с распростертыми телами убитых: «Я^ видел безногих и с крестиком белым детей». В лучших, исполненных человеческого чувства стихах, где проявляется граждан­ ская направленность Третьякова, он вос­ стает против кровопролития, беспокоится^ за страну, которая видится ему истерзанной и разграбленной войнами. Стихотворение «Ро­ дине» имеет эпиграф из В. Маяковского: «На костер разожженных созвездий взвесть не позволю мою одичалую дряхлую мать»,— и пронизано скорбным душеразди­ рающим мотивом: Раздавили ведь Родину, Как смородину. Только алая кровь потекла. Связь с* реальной революционной дей­ ствительностью не могла не продиктовать Третьякову значительных тем. Он пишет во Владивостоке публицистические стихи, вос­ певающие победу Октябрьской революции. Некоторые из них удается тогда же и напе­ чатать. В № 64 газеты «Красное знамя» за 1 мая 1920 года опубликован «Первомай­ ский гимн»: Трубы заводов, гряньте Маршем на нашем пути! С солнцем на красном банте Молодо нам идти... Земля — наша вольная площадь. Мы — королей короли. В небе над нами полощут Красных знамен патрули. • Это стихотворение знаменательно. Вместе с другим стихотворением, написанным через год, где есть такие строки: Краше праздника наши будни — Земле добыём воскресенье великое, Каждый пахарь и каждый, трудник Горем кован, в железо выкован. Эй, города: Париж, Нью-Йорк, Лондон, Чикаго, Бомбей, Шанхай! Банк. Храм. Трон. Торг. В глаза им, в глаза им, май, полыхай! — оно вошло в радиорепортаж, о котором стоит сказать специально. Дело в том, что Сергей Михайлович Третьяков был первым писателем и журна­ листом, кому довелось вести первый радио­ репортаж с первомайской демонстрации на Красной площади. Уцелела запись на вали­ ках. Ее, переписав на магнитную пленку, хранит фонотека Союза писателей СССР. Запись обнаружена и обработана заведую­ щим фонотекой, литературоведом Львом Шиловым. Все труднее становилось поэту жить в самом Владивостоке. Даже тихий домик В. М. Штемпель в тупике неподалеку от ли­ нии железной дороги, где жила и семья Третьякова, не мог укрыть от интервентов. Надо было уезжать. Пробираться в Читу, ставшую столицей «буферной» Дальневосточной республики, пришлось далеким окружным путем — че­ рез Тяньцзин, Пекин, Харбин. «Эта первая встреча с Китаем была недолгой,— пишет биограф С. Третьякова Б. Ростоцкий в статье «Драматург-агитатор».— Но все же она дала писателю первые наблюдения, пробудила в нем горячий интерес к теме борющегося Китая». В Чите Сергей Третьяков, представляя фракцию большевиков, занимает высокий пост в правительстве ДВР. Он назначается товарищем министра просвещения. И на этой должности проявились организатор­ ские способности «дальневосточного Луна­ чарского», как называли его друзья. Любопытный факт приводит в своей кни­ ге «Земля за Байкалом» краевед Н. Е. Дворниченко. В главе «По улицам и площа­ дям Читы» он пишет: «Первое высшее учебное заведение Забайкалья — Институт народного образования — был создан в 1921 году. На торжественном открытии его председательствовал известный советский поэт С. М . Третьяков, бывший в то время товарищем (заместителем) министра про­ свещения ДВР». Эту цитату из краеведческой книги мож-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2