Сибирские огни, 1974, №2

Евгений Раппопорт СТАРТ ПОЭТА Первым откликом в печати на владиво­ стокскую «Бомбу» Николая Асеева была статья в русской газете «Шанхайская жизнь» за воскресенье 24 апреля 1921 года. Ее написал Сергей Третьяков. Называлась она «Всплеск солнечный» и имела подзаго­ ловок — «Этюд субъективной критики». Вот заключительные слова «Этюда»: «Поэт звучаний, Асеев — в первом ряду русских поэтов, ибо миновать его стихов не сможет никто, честно идущий на подвиг стихотворчества... Я рад, что не раз еще нырну в струйчатый гремучий ручей его звучаний. Я знаю, книга эта — праздник, и не только для меня, но и для тех, кому сло­ во «поэт» так же дорого, как слово «хлеб». Сергей Третьяков не мог написать по- другому. Он был влюблен в асеевскую зву­ копись, в волшебство его поэзии, близкой тому, что он делал сам. Сергей Михайлович Третьяков появился на Дальнем Востоке следом за Асеевым, в 1919 году. Ему тогда исполнилось 27 лет. Рассказывая о литературно-художествен­ ном обществе «Балаганчик», Николай Асеев вспоминал: «В это время приехал Третья­ ков. Он был в полушубке и треухе. Но ни­ какая одежда не могла изменить его ядо­ витой усмешки и худобы. Скептически смотрел он на наши начинания и решил, что надо издавать журнал «Бирюч»... Третьяков внес планомерность и дисципли­ ну в наши довольно-таки сумбурные начи­ нания, и Приморское литературно-худо­ жественное общество открылось в подвале, разукрашенном розовыми маками». Здесь, в подвале, Третьяков, как и Асеев, выступал с лекциями о поэзии, здесь он за-' нимался с чтецами, обучая их искусству «донесения» стихов до слушателей, здесь он сам впервые прикоснулся к сцене во вре­ мя репетиций пьес. Но все это не могло удовлетворить горячего и молодого литера­ тора. Ему хотелось другой трибуны — га­ зеты, журнала, книги. Организованный им журнал не мог просуществовать долго. Са­ мым надежным делом была большевистская газета «Красное знамя», редактируемая Н. Ф. Чужаком. «Мы с Третьяковым,— вспоминает Асеев,— с 1919 года дели в га­ зете маленький политический фельетон под общим псевдонимом Буль-Буль. В нем, на­ сколько было возможно, пощипывались ин­ тервенты, атаманы и всевозможные дальне­ восточные претенденты на всероссийскую власть». Фельетоны Сергея Третьякова появлялись и за другими подписями — Жень-Шень, Де­ ревообделочник, Омнибус. В газете печа­ таются его стихи, статьи, очерки. Он про­ бует себя во всех жанрах и, чаще всего, успешно. Разнообразные интересы, темпе­ рамент и широкая образованность быстро делают фигуру Сергея Третьякова замет­ ной во Владивостоке. Он выпускает здесь в 1919 году первый сборник стихов — «Железная пауза». Книга издана в типо­ литографии Иосифа Короть. Большая библиографическая редкость се­ годня этот сборник. Он отсутствует и в го­ сударственной публичной библиотеке имени В. И. Ленина, и во владивостокских биб­ лиотеках. Так случилось потому, что книга вышла в суровое время гражданской вой­ ны на Дальнем Востоке, когда ни одно из­ дание не переходило границ края. «Желез­ ную паузу» постигла судьба асеевской «Бомбы» — интервентам не нравились вы­ ступления Третьякова в . большевистской печати, и они уничтожили большую часть тиража. Мне известны пока два экземпляра «Ж е­ лезной паузы». Один принадлежит литера­ тору и библиофилу Анатолию Ревоненко, Другой, по которому я работал, хранится у вдовы Сергея Михайловича — Ольги Вик­ торовны Третьяковой. «Железная пауза» — еще очень подража­ тельный сборник, составленный из стихо­ творений 1913-19 годов. Во вступлении ав­ тор пишет: «Железная пауза» должна была выйти в начале 1916 года, когда буря ми­ ра нашла у поэта единственную рифму — затишье: но издание не сбылось. Ныне вос­ станавливаю по памяти первоначальное созвездие стихов, дополняя его стихами последних лет. Отпускаю строки мои на самоутверждение...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2