Сибирские огни, 1974, №2
О ДВУХ СТИХОТВОРЕНИЯХ А. ТВАРДОВСКОГО 183 последнюю очередь — себя, за то, что мы вместе с ним не спасли в свое время этих невернувшихся, за то, что дали погибнуть им: Мы в буднях перед ними виноваты. Не замолить по праздникам вины... Жестокое обвинение! Но справедливое по отношению ко всем, кто не разучился чув ствовать свою ответственность за судьбу и устройство мира. То есть по отношению ко всем нам, если мы действительно хозяева этого мира. Все же в обвинении, содержащемся в этих стихах, есть, мне кажется, излишняя жестокость и категоричность. От чего, впрочем, не может быть до конца свобод ным никакое обвинение. Видимо, чувствуя это, поэт не останавли вается на этих стихах. В том же, т. е. в 1966 году, он пишет новые стихи, посвящен ные памяти погибших. Те самые шесть, с цитирования которых мы начали наш разго вор. То самое, как бы не до конца завер шенное предложение, ту самую, не до кон ца выговоренную фразу, но так много гово рящую нашему сознанию и нашему чув ству: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,— Речь не о том, но все же, все же, все же... То обстоятельство, что стихотворение это напоминает собою как бы не до конца про изнесенную фразу, ничего не значит. Это ощущение кажущейся недоговоренности об манчиво. На самом-то деле здесь сказано все. Все и точно. И точно не только по мысли. Но и по чувству. По интонации. И то, что эти стихи — не о б в и н е н и е , как предыдущие, а п р и з н а н и е , не ослаб ляет их воздействующей силы, а наоборот, многократно увеличивает ее. Ибо признание всегда выше обринения. И, читая эти стихи, я вместе с автором и в полном согласии с ним повторяю: — Д а, я. з н аю, н и к а к о й мо е й в и ны в т ом, ч т о д р у г и е не п р и ш л и с в о й н ы... Д а , я п о н и м а ю и то, ч т о не о т о м же ре чь , ч т о я их мог, но не с у м е л с б е р е ч ь . . . Да , р е ч ь не о том, но вс,е же, в с е же, в с е же... Ах, как много содержится в этой корот кой и как бы, между прочим, случайно об роненной оговорке: «н о в с е же, в с е же, в с е же...» Не может нормальный, душевно здоро вый человек, перечитав эти строки, не ис пытать еще раз чувства некой вины, под спудно всегда носимой им на дне души, пе ред теми, кто вместе с ним жил на этой земле, вместе с ним пошел ее защищать и вот навсегда остался там, на том далеком, возможно, известном, а скорее всего совсем и никому теперь уж не известном поле боя. Не вернулся. Да, конечно, вина каждого из нас перед теми, что «не пришли с войны», относитель на. Однако, как сказал поэт, «но все же, все же, все же...». •В ней-то, в этой оговорке, все, собственно говоря, и заключено: и наша память о по гибших, и долг перед ними, и чувство вины за то, что мы не смогли предотвратить их преждевременный уход, и совсем нешуточ ное предупреждение другим, тем, кто идет следом за нами и кому мы наследуем этот прекрасный, гордый и грозный мир, завое ванный такими усилиями и такими жертва ми. 1 9 7 0 — 1 9 7 2 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2