Сибирские огни, 1974, №2
182 ЛЕОНИД РЕШЕТНИКОВ Я вам жить з а в е щ а ю,— Что я больше, могу? (разрядка здесь и дальше моя.— Л. Р.). Все-таки — «завещаю». А ведь всякое завещание — это уже воз ложение прав или обязанностей на того, кто остается жить. А обязанность — этодолг. Но что же это за долг, который завещают в этом стихотворении погибшие воины сво им живьгм собратьям? А вот: Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дольше служить. Горевать — горделиво, Не клонясь головой, Ликовать — не хвастливо В час победы самой. Как мы видим, это все еще — не тот, особый, долг оставшихся в живых перед теми, кто ушел раньше времени и потому вынужден был переложить на этих живых часть и своих дел, своих забот, и своих по мыслов, которые он не успел осуществить сам. Тем более, что ниже лирический герой оговаривает и это свое завещание словами, которые как бы снимают с этого завещания оттенок о б я з а т е л ь н о с т и долга: И никто перед нами Из живых н е в д о л г у... Нет, завещание, сделанное погибшим в стихотворении «Я убит подо Ржевом», это пока еще — не т о т д о л г , который воз лагается п о г и б ш и м и на жи в ых . Это — всеобщий и повседневный долг всех жи вущих и всех вступающих в жизнь п е р е д с а м о й ж и з н ь ю . О долге же и м е н н о п е р е д п а вши - м и поэт впервые npHiMO и недвусмыслен но говорит два года спустя, в конце уже упоминавшегося нами стихотворения «В тот день, когда окончилась война...»: Я ваш, друзья, и я у в а с в д о л г у... И строчкой ниже: ...Я так же в а м о б я з а н . А в самом конце стихотворения, в пос ледней его строфе, он и еще более уточняет эту мысль. Говоря о павших как о равно правных участниках суда живых о мире, в котором мы живем, поэт как бы усиливает оттенок обязательности нашего долга пе ред ними. Он так и говорит: Суда живых н е м е н ь ш е п а в ш и х суд... Эта мысль о долге развивается, стано вится более конкретной и категоричной в стихотворении «22 июня 1941», написанном в 1950 году: Все, все у мира на виду, И счет д о н ы н е н е о п л а ч е н . Это чувство долга — нелегкое чувство. Оно обязывает и оно поднимает. Но оно же, не выполненное до конца («И счет до ныне не оплачен»), не может и не тяго тить. Вот почему через год после этого сти хотворения поэт пишет стихи, которые хогя бы частично как бы освобождают его лири ческого героя от излишнего груза, этого нелегкого долга памяти: Но е с л и б мы о д н о й л и ш ь с к о р б ь ю жи л и , Мы б ы ли б н ы н ч е н е д о с т о й н ы их. Однако этого утешения поэту хватило не надолго. В том же, 1951 году, он пишет стихотворение «Жестокая память». Стихо творение это примечательно тем, что в нем, наряду с мотивами долга перед памятью павших, появляется еще один мотив — мо тив в ины перед ними за их преждевре менный уход из жизни. Тружусь, и живу, и старею, И жизнь до конца дорога, Н о с р а д о с т ь ю п р е ж н е й н е с м е ю Смотреть на поля и луга; Росу обивать молодую На стежке, заметной едва. К у д а ни в з г л я н у , ни п о й д у я — Ж е с т о к а я п а м я т ь жи в а . Святая, возвышающая живых память! Ибо живой, не помнящий о павших, не пом нящий о жертвах, принесенных ради его жизни другими, не достоин этих жертв! Эта мысль о п а м я ти как нашем н р а в с т в е н н о м д о л г е и нравственном к о м п а с ? находит новое, еще более сильное выражение в стихотворении «Та кровь, что пролита недаром». Оглядываясь в незатухающее зарево теперь уже дейст вительно давно прошедшей войны, поэт ви дит в нем не батальные картины минувше го сражения, но лица все тех же сынов Родины, известных и безвестных ее солдат, что «не пришли с войны». Видит и не спе шит отвратить от них своего взора. Более того, он обращает на них и наш, чита тельский взор. Ибо уже много лет постоян но и неизменно одержим он одной мыслью и одним желаньем, пусть, может быть, и жестоким, но святым: % Чтоб нам, внимая славословью, И в праздник нынешних побед — Не забывать, ч т о э т о й к р о в ь ю Д ы м и т с я н а ш в ч е р а ш н и й е л е д... Эти, полйые скорби, строки были написа ны в 1957 году. Проходит почти десять лет, и поэт сно ва возвращается к этой мысли. Его созна ние и душу снова тревожат тени тех, что «не пришли с войны». Он пишет стихотворе ние «Есть имена и есть такие даты...». Сти хотворение прямое, суровое и жестокое, как приговор! Есть имена и есть такие даты, — Они нетленной сущности полны,— говорит он о годах войны. И, вспоминая о тех, что не вернулись с полей, обвиня ет нас, живых, и вместе с нами — и не в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2